По данным газеты «Ведомости», подготовленный Центробанком законопроект, кардинально меняющий механизм банковских санаций, обсуждался в двадцатых числах августа 2016 года на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова с руководителями АСВ, ЦБ, Минфина и Минэкономразвития.
Напомним, что законопроект ЦБ предлагает отстранение АСВ от процесса санаций – этим будет заниматься ЦБ за счет своей прибыли. Он создаст УК, которая, получив акции санируемых банков, будет создавать паевые инвестиционные фонды и продавать их паи ЦБ.
Если фонд приобретет не менее 50% санируемого банка, полномочия правления перейдут к УК. Завершив санацию, фонд будет продавать банки, причем не обязательно с прибылью.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что Госдума примет закон до конца года, но он вызвал возражения: Минфин, Минэкономразвития и АСВ отмечали, что в законопроекте не предусмотрен внешний контроль за деятельностью фонда.
Возникает конфликт интересов, отмечалось в отзыве АСВ: нарушается принцип независимости при принятии решения о санации банка. ЦБ будет в одном лице совмещать функции регулятора, органа банковского надзора и санатора, что не соответствует мировой практике.
Были вопросы и относительно прибыли ЦБ, которую может недополучить бюджет, а АСВ писало, что прямое вложение в уставный капитал единовременно создаст значительные убытки для ЦБ. По подсчетам агентства, на каждый рубль, вложенный в капитал санируемого банка, ЦБ при его продаже будет терять 20–40 коп.
АСВ предлагало ЦБ разделить полномочия: регулятор создаст фонд и будет выступать его финансовым донором, а агентство учредит управляющую компанию, в наблюдательный совет которой войдут представители АСВ, Минфина и ЦБ. У последних будет большинство, предлагало агентство.
«Если конфликт интересов существует <...> то мы должны посмотреть, как правительство на это может повлиять», – сказал Игорь Шувалов в пятницу - 26 августа 2016 года.
«На совещании [у Шувалова] было принято решение, что санация банков будет проводиться через прямое участие ЦБ в фонде, который будет покупать акции санируемых банков», – сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Но участникам обсуждения еще предстоит найти компромисс относительно управления фондом, продолжает он:
«Речь идет о потенциальном участии в управляющей компании (УК) представителей правительства и АСВ – какова будет квота, будет ли какой-либо сторонний контроль и если да, то в каком виде. Мое мнение – элемент внешнего контроля должен быть».
Вопрос о прибыли ЦБ теперь не стоит, следует из слов замминистра. «По нашим оценкам, как при действующей модели санации, так и при текущей перечисления прибыли в бюджет ожидать не стоит – ЦБ будет формировать резервы либо по льготным кредитам АСВ, либо по вложениям в фонд», – говорит Моисеев.
Представитель секретариата Шувалова уточнил, что на поиск компромисса, проработку организационных и управленческих вопросов у ведомств, АСВ и ЦБ есть месяц.
Состав совета может быть разным, но его влияние в любом случае ограничено – оно напрямую зависит от того, как часто будет заседать совет, говорит бывший член наблюдательного совета АСВ:
«Решения менеджмента внутри коридора между заседаниями могут сильно отличаться от вектора, заданного советом. Вероятно, в нынешней ситуации придется сделать так, чтобы в совете ни у одной из сторон не было большинства, – это был бы правильный шаг».