АО «Центральная трастовая компания» («Центротраст») получило 100% в ООО «Миллхаус», ООО «Анк Девелопмент», ООО «Ст Балчуг», ООО «Бельэтаж», ООО «Вестерн Эстейт», ООО «Фирма «Латис», ООО «Ситал-Маг». Сделки были зарегистрированы 15 августа 2024 года, свидетельствуют данные ЕГРЮЛ, с которыми ознакомился RB.RU.
Все компании, занимающиеся недвижимостью, объединяет то, что в прошлом они принадлежали кипрскому офшору Protonius Investments Ltd. В 2017-2018 годах издание «Ъ» со ссылкой на кипрский реестр сообщало, что офшор представляет интересы Романа Абрамовича, и именно миллиардер является его конечным бенефициаром. В свою очередь «Интерфакс» называл ООО «Миллхаус» российским юрлицом управляющей компании Millhouse Романа Абрамовича.
После начала санкционного давления информация о собственниках ряда компаний, принадлежавших Protonius Investments Ltd, была скрыта из ЕГРЮЛ, но архивные данные сохранились.
Весной 2022 года Роман Абрамович был включен в санкционные списки Евросоюза и Великобритании, пытался оспорить это в суде, но пока не преуспел. Американские санкции в отношении миллиардера не вводились.
В октябре 2023 года стало известно, что Сергей Гордеев снизил долю в ГК ПИК с 52,49% до 32,49%. Тогда 20% акций получил ЗПИФ «Институциональные инвестиции в жилую недвижимость Фонд №1» под управлением АО «Центральная трастовая компания». Единственным акционером трастовой компании является Кирилл Кубушка, ее же гендиректор.
Как пояснила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова, доверительная собственность, или траст в общем праве — система отношений, при которой имущество, первоначально принадлежащее учредителю траста (доверитель), передается в распоряжение доверительного собственника (доверительного управляющего или попечителя), но доход с него получают бенефициары (выгодоприобретатели).
«Суть трастов в том, что учредитель, который отдал в управление подобной структуре акции, деньги или имущество, перестает быть их собственником. Он и его родственники могут стать бенефициарами — теми, кто получает доход от принадлежавших ему активов. Именно за счет перехода права собственности от учредителя к управляющему трастом (как правило, специальной иностранной компании) и удается защитить активы от различных претензий», — заявила Спиридонова.