Российский сервис Fura, соединяющий грузоотправителей и водителей фур, привлек 600 млн рублей. Об этом Forbes рассказал представитель Fura. В раунде лидировала инвесткомпания Fort Ross Ventures, в нем также приняли участие фонд Flashpoint Venture Debt, основатель биржи грузоперевозок ATI Святослав Вильде и другие инвесторы.
Стороны не раскрывают оценку стартапа. Она могла составить $70–80 млн, считает инвестиционный директор венчурного фонда Skolkovo Ventures Сергей Соболев. «Традиционный экспедиторский бизнес обычно оценивается по мультипликаторам 0,8–1,2 к годовому обороту, а технологические компании торгуются с премией 2–3 к обороту. В сделке Fura оценка могла проходить по среднему между этими двумя диапазонами мультипликатору», — объясняет Соболев. По собственным данным Fura, суммарный оборот компании в России и США по итогам 2021 года составил $45 млн.
Fura в 2017 году создал сын звезды российской эстрады Олега Газманова Филипп с партнером Артуром Жажояном и сооснователем компании «Иннова», владельцем парков «Кидзания» в России Геворком Саркисяном. Первую версию приложения делала команда Саркисяна во главе с Евгением Муравьевым, экс-главой онлайн-кинотеатра Ayyo, входящего в «Иннову». Сам Саркисян в том же 2017-м вложил в проект порядка $26 000, а в следующем году — еще $1,8 млн.
Поначалу Fura работала как онлайн-навигатор для водителей фур с указанием стоянок, станций ДПС, рамок контроля «Платон» и весовых станций. Приложение быстро завоевало любовь дальнобойщиков, но денег создателям не приносило. В 2019 году стартап решил заняться экспедицией — соединением грузоотправителей с дальнобойщиками. За год, с августа 2019-го оборот Fura составил 416 млн рублей. Зарабатывал сервис на комиссии 10–15% за поиск грузоотправителя. Его крупными клиентами стали Danone, Coca-Cola, PepsiCo, «Сибур», Ozon, «Мираторг», ЛСР и другие.
В конце 2020 года Fura привлекла 160 млн рублей от швейцарско-российского фонда, название которого не раскрывалось, а также от Святослава Вильде из ATI и других инвесторов. В начале 2021 года компания вышла на американский рынок: приобрела двух локальных экспедиторов и за неполный год, по собственным данным, совершила свыше 14 000 перевозок оборотом в $20 млн.
Сергей Соболев из Skolkovo Ventures утверждает, что Fura входит в топ-5 технологических экспедиторов в России по обороту. На местном рынке платформа конкурирует с Deliver, Atlas Chain и Atlas Delivery, Trucker, «Обоз» и другими компаниями, перечисляет он. По мнению инвестора, в США стартап еще далек от лидерства: «Это суперконкурентный рынок, показатели Fura на нем пока капля в море, но основатели на верном пути».
На американском рынке активно развивается еще один «Uber для дальнобойщиков» — Trucker Path. В 2013 году его запустил другой россиянин, Иван Цыбаев. В 2014 году стартап привлек $1,5 млн от китайской социальной сети Renren. Год спустя тот же Renren и американский фонд Wicklow Capital инвестировали еще $20 млн. В конце 2017 года Renren выкупил весь проект, сумма сделки не разглашалась.
Несмотря на конкуренцию, Газманов считает американский рынок перспективным. «Его объем составляет больше половины всего ВВП России, поэтому в ближайшее время мы будем активно инвестировать в рост в Штатах», — делится планами предприниматель (его слова приведены в пресс-релизе). Fura направит новые инвестиции, в частности на наем команды, маркетинг и привлечение новых клиентов в США.