По данным газеты «Коммерсантъ», «Межведомственная комиссия по реформированию железнодорожного транспорта» предложила ОАО «Российские железные дороги» рассмотреть вопрос о входе частных операторов в уставный капитал не только создающейся Второй, но и уже созданной «Первой грузовой компании» (ПГК). Частные операторы вагонов, терпящие убытки от недозагрузки вагонов (за первые два месяца 2009 года общесетевой спад погрузки составил 30%), также поддерживают идею.
Предстоит выделение оставшегося у госмонополии вагонного парка (после создания «Первой грузовой компании») во «Вторую грузовую компанию» (ВГК). Комиссия одобрила план ОАО РЖД, согласно которому частные операторы и другие собственники подвижного состава получат возможность войти в состав акционеров компании, внеся в уставный капитал свои вагоны. ОАО РЖД со своей стороны должно внести в него 230 тыс. вагонов. Но Минтранс предлагает не ограничивать участие частных операторов только «Второй грузовой компанией». Межведомственная комиссия также рекомендовала ОАО РЖД рассмотреть вопрос о пополнении вагонного парка «Первой грузовой компании» за счет вагонов частных операторов, полученных в обмен на долю в компании. В соответствии с утвержденной правительством целевой моделью рынка железнодорожных услуг парк ПГК должен насчитывать 260 тыс. вагонов, а не 200 тыс., которые были внесены в нее при создании.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является одной из самых крупных в мире (входит в тройку лидеров) железнодорожных компаний с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок. ОАО РЖД учреждено Правительством РФ – постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Свою деятельность ОАО РЖД начало 1 октября 2003 года. ОАО РЖД перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО РЖД работают 1 300 000 сотрудников. Единственным акционером ОАО РЖД является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2008г. уставный капитал ОАО РЖД составлял 1 541 697 819 000 рублей и был сформирован из 1 541 697 819 обыкновенных именных акций в бездокументарной форме номинальной стоимостью каждой 1000 рублей.
Технический директор «Дальневосточной транспортной группы» Ирина Чиганашкина полагает, что обменять вагоны на акции ПГК и ВГК пожелают в первую очередь мелкие собственники, сдающие вагоны в аренду. Кроме того, по ее мнению, возможностью воспользуются лизинговые компании и банки, которым операторы сейчас возвращают взятые в лизинг вагоны.