Региональная экспансия «T2 РТК холдинга» приведет к серьезным изменениям на российском рынке мобильной связи, пишет рейтинговое агентство Fitch в отчетe, посвященном развитию российского телекоммуникационного рынка во втором полугодии 2014 г. Агентство считает, что «T2 РТК» неизбежно будет отъедать долю «большой тройки» и тем самым способствовать улучшению конкурентной ситуации. Хотя прямая ценовая война маловероятна, давление со стороны «T2 РТК» неизбежно, говорится в отчете.
На российском рынке до сих пор работает модель «большой тройки» сотовых операторов, помимо которых есть еще два региональных, напоминает Fitch. Это, по мнению агентства, довольно необычно: на большей части европейских рынков работают два ведущих оператора и два небольших игрока. Пока рано говорить об изменениях, оговариваются аналитики Fitch, но обращают внимание на то, что «Вымпелком» уже три квартала подряд отстает от конкурентов по целому ряду показателей. Компания предпринимает попытки догнать конкурентов, но, если разрыв по выручке увеличится, «Вымпелкому» придется поменять стратегию, пишет Fitch.
Старший директор Fitch Николай Лукашевич сравнивает ситуацию, в которую попал «Вымпелком», с судьбой американского оператора Sprint. Он был частью «большой тройки» наряду с Verizon и AT&T, но затем его показатели ухудшились. Усугубил ситуацию T-Mobile, который переформатировался в дискаунтера и начал ценовую войну за абонентов. В результате Sprint также перешел к модели дискаунтера. Возможно, к этому постепенно придет и «Вымпелком», а появление «T2 РТК» может способствовать ускорению этого процесса, считает эксперт. При этом «T2 РТК холдинг» будет забирать долю «большой тройки» вне зависимости от выхода в Москву. У компании появилась возможность предоставлять мобильный интернет хорошего качества и она сможет на равных конкурировать с «большой тройкой», говорит Лукашевич.
На конец II квартала, по данным AC&M Consulting, «Ростелеком» и Tele2 занимали 15,3% рынка, что соответствует четвертому месту, у занимающего третье место «Вымпелкома» — 23,1%. «Т2 РТК холдинг» планирует стать третьим по количеству абонентов, говорил весной 2014 г. заместитель гендиректора «Т2 РТК холдинга» Джери Калмес. Абонентская база должна расшириться за счет выхода объединенной Tele2 в новые регионы и интеграции сотовых активов «Ростелекома», говорил гендиректор компании Михаил Носков. Если в ближайшие 5-7 лет оператор займет на российском рынке около 25% по числу пользователей, это будет хороший показатель, сказал Носков.
В Московском регионе, обеспечивающем операторам «большой тройки» львиную долю российской выручки («Вымпелкому» — около 40%), «Т2-РТК» пока не работает, но намерен выйти на этот рынок не позднее 2015 г. СП может со временем рассчитывать на 10% московских абонентов, прогнозирует гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Выбиться в лидеры оператору-дискаунтеру будет проблематично — московский рынок менее чувствителен к ценам, чем регионы, объясняет он.
Представитель «T2 РТК холдинга» Константин Прокшин говорит, что компания согласна с выводами Fitch и подтверждает свои планы по экспансии.
Для «Вымпелкома» же выводы Fitch неочевидны, отмечает представитель оператора Елена Прохорова. По итогам II квартала 2014 г. по сравнению с предыдущим периодом «Вымпелком» показал самые высокие темпы роста выручки и смог нарастить свою долю рынка, а также снизил отток и увеличил абонентскую базу, замечает она. Прохорова также считает некорректным сравнение конкурентной ситуации с однородными европейскими рынками: в России в каждом регионе сложилась уникальная расстановка сил на рынке со своим составом игроков. На ключевом для компании московском рынке «Вымпелком» прочно удерживает лидерство в массовом сегменте, напоминает она. По ее словам, компания не рассматривает возможность перехода к стратегии дискаунтера и не видит для этого никаких предпосылок.
МТС чувствует себя уверенно, несмотря на выход нового игрока, уверяет представитель оператора Дмитрий Солодовников. При сопоставимом (с Tele2) среднем показателе минут разговора в месяц на одного абонента МТС предлагает лучший уровень обслуживания клиентов, скоростные сети мобильного интернета (3G и 4G). Во многих регионах, где уже давно работает как «большая тройка», так и Tele2, МТС обходит этого оператора по доле рынка — например, в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске и др., говорит Солодовников. В Москве же МТС — лидер по скоростям LTE и уже вложила десятки миллиардов долларов в инфраструктуру, рассказывает он.
Сегодня для абонента критериями выбора мобильного оператора становится удобный высокотехнологичный продукт и высокое качество связи, говорит представитель «Мегафона» Татьяна Зверева. А, например, высокодоходный рынок Москвы является чрезвычайно конкурентным, рассказывает она. Для занятия ниши новому игроку потребуется предложить конкурентоспособный пакетный продукт, основывающийся на высокоскоростной сети связи, отличном качестве обслуживания и обширной ритейловой сети. Все это потребует значительных инвестиционных и временных затрат, заключает Зверева.