О желании продать эти активы она сообщила осенью прошлого года: после приобретения ТВ-каналов у финской компании образовался большой долг, доходы ее падали, поэтому Sanoma решила продать все активы, кроме ключевых (рынки Нидерландов и Финляндии, а также выпуск учебной литературы).
SIM — один из крупнейших издательских домов в России. Операционно эта компания действует как единое целое, но состоит из нескольких юридических лиц, в каждом из которых у Sanoma своя доля. Крупнейшее по выручке — «Фэшн пресс» (издает журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire и др.) принадлежит Sanoma пополам с американской Hearst. «Юнайтед пресс» издает Men’s Health, Woman’s Health, National Geographic и др. и целиком принадлежит Sanoma.
Кроме того, совместно с итальянской Mondadori финская компания издает журнал Grazia, а вместе с Dow Jones (учредителем газеты The Wall Street Journal) и FT Group (учредителем Financial Times) — газету «Ведомости» (юридическое лицо — ЗАО «Бизнес ньюс медиа» в равных долях принадлежит перечисленным собственникам). По аналогичному принципу устроен SMU, издающий шесть журналов. Продаются только доли Sanoma, а не активы полностью.
Финансовые показатели SIM и SMU Sanoma раскрывает лишь в составе других своих компаний в Восточной и Центральной Европе. Их совокупная выручка снизилась в прошлом году на 13% до 173,5 млн евро. Но Citibank по поручению Sanoma предоставил потенциальным покупателям финансовую отчетность российского и украинского подразделений; презентации проводили гендиректор SIM Жан-Эммануэль де Витт и гендиректор SMU Юлия Стефанишина.
Два человека, видевших эту презентацию, говорят, что выручка SIM в прошлом году снизилась на 5% до 5,2 млрд руб., EBITDA — на те же 5% до 1,1 млрд руб. Больше половины выручки издательскому дому приносят журналы «Фэшн пресс». Доходы SIM в интернете выросли в 2013 г. на 18% до 560 млн руб., это 11% всей выручки. На долю Sanoma приходится 57% выручки и 48% EBITDA российского издательского дома, следует из презентации.
Citibank обсуждает сделку более чем с пятью претендентами. Один из них уже официально заявлял об участии в тендере — Вадим Горяинов, бывший партнер Бориса Ложкина по украинскому медиахолдингу UMH. Прошлым летом они продали UMH группе ВЕТЭК Сергея Курченко. О желании выкупить долю Sanoma обратно заявлял и основатель SIM Дерк Сауер.
По соглашению акционеров «Фэшн пресс» у Hearst есть приоритетное право покупки этой компании, и она не скрывала желания приобрести весь журнальный бизнес SIM. В паре с Виктором Шкулевым, президентом и совладельцем Hearst Shkulev Media (50% ее акций владеет Hearst), Hearst вела переговоры с Sanoma, но не договорилась о цене. Сейчас Hearst нет среди компаний, с которыми ведет переговоры Citibank. Тем не менее Hearst и сейчас вправе купить долю Sanoma в SIM по той цене, о которой финны договорятся с любым из претендентов.