По данным газеты «РБК daily», на российском рынке кваса скоро может начаться процесс консолидации с участием иностранных производителей напитков. На прошлой неделе новгородская «Дека» (ТМ «Никола») заявила о возможности продажи инвестору 25-процентной доли и уже ведет консультации с рядом крупных производителей напитков об их участии в ее капитале. В частности, новгородский производитель обращался с предложением к Coca-Cola. Кроме «Деки» с Coca-Cola на предмет продажи бизнеса общался и другой крупный производитель — «Эжен Бужеле Вайн» (ТМ «Першинъ»), к которому в настоящее время подано несколько исков о банкротстве.
Продажа четверти компании «Дека» — один из возможных вариантов дальнейшего развития бизнеса. Производитель кваса «Никола» уже пригласил компанию — консультанта из Лондона, которая до конца года должна оценить различные сценарии развития. Кроме продажи неконтрольного пакета рассматривается возможность продажи части непрофильных активов.
Напомним, что в 2007 году Coca-Cola уже вела переговоры о покупке мощностей производителя «Першинъ», однако свернула переговоры после случившегося скандала с Андреем Луговым, являвшимся на тот момент совладельцем «Эжен Бужеле Вайн».
История пивоваренного завода »Дека» восходит к 1878 году, когда купцу первой гильдии Г. М. Сметанину было выдано разрешение Новгородской Городской Управы на строительство пивоваренного завода «в Новгороде, 1-й части, 3 участка по Набережной Волхова на углу Дмитриевской и Николо-Качановской улиц».
Сегодня ОАО «Дека» – известный производитель кваса, пива и минеральной воды. В арсенале завода – такие известные во многих российских регионах торговые марки, как квас живого брожения «Никола», квас «Добрыня Никитич», минеральная лечебно-столовая вода «Серебряный родник», пивные марки «Megabier», «Большое пиво» и »Жигулевское».
В настоящее время основным направлением деятельности ОАО «Дека» является производство натурального кваса брожения. Чтобы освоить выпуск новой продукции, на предприятии была произведена реконструкция производственных помещений, закуплено и установлено новое современное оборудование. Технологи разработали рецептуры приготовления кваса, бережно сохранив традиции квасоварения наших предков. Только первоначальные инвестиции в развитие квасного направления составили более 60 миллионов рублей.
Сегодня на ОАО «Дека» идет работа по расширению производства кваса, оборудуются дополнительные складские помещения, наращиваются производственные мощности. Торговая марка кваса «Никола» завоевывет популярность потребителей по всей России. Квас «Деки» знают даже в Америке. Первые контейнеры с квасом «Никола» были отправлены в Нью-Йорк летом 2006 года.
«Я знаю, что представители компании «Дека» разговаривали со многими участниками рынка, и скорее всего это связано с непростым финансовым положением компании, которое объясняется отсутствием сезона второй год подряд», — рассказал гендиректор компании «Нидан Соки», разливающей на мощностях новгородского производителя свою марку кваса «Моя семья», Андрей Яновский.
Представитель «Деки» Христина Вокуева заявила, что никаких переговоров о вхождении стороннего инвестора в капитал компании не ведется и не планируется их начинать в ближайшие пять-шесть недель до получения результатов оценки существующих стратегий развития.