Нынешний год может стать урожайным на сделки M&A в петербургском телекоме. Многие были готовы продавать свои телеком–активы еще в прошлом году, но до сделок купли–продажи тогда не дошло.
Количество желающих сбыть телеком–активы в последнее время заметно выросло. Причин тому несколько. Темпы развития отрасли связи существенно сократились, что повлекло за собой снижение инвестиционной привлекательности сектора. При этом расходы, напротив, имеют тенденцию к росту: телеком–оборудование импортное, рубль девальвируется, стоимость привлечения клиентов растет, а на подходе — значительные вложения для исполнения пакета законов Яровой. Все это подталкивает собственников бизнеса "на выход". Однако в большинстве своем владельцы операторов слабо представляют, как, собственно, организовать процесс купли–продажи компании.
Любая огласка о продаже телеком–актива может серьезно навредить: сотрудники и клиенты, скорее всего, расценят эту информацию как наличие у компании каких–то проблем. А это чревато активизацией конкурентов, бегством как абонентов, так и наиболее компетентных сотрудников. В результате актив может подешеветь еще до начала общения с "купцами".
Чтобы избежать подобных утечек, нужны личные, доверительные отношения с первыми лицами потенциальных покупателей, таких как "Ростелеком", "ЭР–телеком", "большая тройка". Подавляющее большинство собственников петербургских операторов не может похвастаться такими связями.
Доверительные отношения с управленцами также влияют на сроки подготовки сделки M&A. В истории петербургского телеком–рынка есть немало примеров, когда переговоры о покупке операторов затягивались и в конечном счете заканчивались ничем.
Другой немаловажный вопрос — справедливая оценка актива. Большинство владельцев телеком–операторов плохо представляют рыночную стоимость своего бизнеса. Сложившийся стереотип оценки бизнеса от выручки, EBITDA, OIBITDA и т. п. уже не актуален для российской отрасли связи.
Сегодня реальные покупатели готовы платить за перевод клиентов (по сути, за поток платежей, генерируемых абонентами). Основные средства операторов приобретают главным образом для того, чтобы исключить обратное переключение клиентов. Обычно на долю основных средств приходится лишь 10–20% от общей стоимости сделки.
Большое значение также имеет схема оформления и расчетов. В зависимости от согласованной схемы купли–продажи разница при "выходе в кеш" может составить 10–20% от суммы. Обычно этот вопрос всплывает лишь на финальной стадии переговоров, становясь камнем преткновения.
В настоящее время продажу бизнеса активно обсуждают с потенциальными покупателями собственники как минимум 14 петербургских операторов. К концу 2019 года число местных телекомов, вовлеченных в переговоры о купле–продаже, обещает вырасти в 2–3 раза. Но ввиду ограниченного числа покупателей на рынке до реальных сделок дойдут, видимо, лишь четыре–восемь предприятий.