Аэропорт Домодедово играет слишком важную роль как в московском авиаузле, так и в российской авиации, поэтому в продажу этого актива должно вмешаться государство.
Комитет по собственности Госдумы в ближайшее время рассмотрит вопрос создания рабочей группы, в которую пригласят представителей Минэкономразвития (МЭР), Генпрокуратуры и Росимущества, цель которой — «задать ряд вопросов по этому активу», проверить законность приватизации аэропорта Домодедово, а также его последующую продажу.
Подобная комиссия уже занималась вопросами продажи акций Банка Москвы. Продавать надо одной из четырех профессиональных российских управляющих аэропортами компаний.
Ранее юристы из Российской ассоциации международного права и Дипломатической академии МИД РФ опубликовали свое открытое письмо к депутатам Госдумы относительно ситуации вокруг Домодедово. «До начала приватизации Домодедовского производственного объединения в 1996 году весь аэропорт был собственностью государства.
Теперь же аэропорт — кипрская собственность, где установлена государственная граница Российской Федерации и осуществляется российскими пограничниками и таможенниками паспортный, таможенный, валютный и иной контроль», — отмечается в письме юристов.
По их мнению, Земельный кодекс строго-настрого запрещает предоставлять в частную собственность находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные для нужд транспорта. Недопустимо, когда российский пассажир аэровокзала де-юре оказывается на кипрской территории; члены юридического комитета приложат все усилия, чтобы Россия не выглядела посмешищем в глазах остального мира.
1 марта Goldman Sachs как уполномоченный агент Домодедово закончил прием предложений по продаже акций аэропорта. Подала заявку лишь группа «Сумма». Профессиональные участники, представляющие управляющие аэропортовые компании, свои заявки не подали.
Вопрос покупки Домодедово изучали в «Базэле» (управляет пятью аэропортами на юге России), частные акционеры аэропорта Внуково (совместно с Алишером Усмановым) и группы «Ренова» (ее дочерняя компания «Кольцово-Инвест» управляет тремя аэропортами — в Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге).
Московский аэропорт Домодедово – лидер по объему пассажирских перевозок в России. Общий пассажиропоток аэропорта в 2010 году составил 22 млн. 254 тыс. человек, что превышает показатель 2009 года на 19,2%. Сегодня регулярные рейсы в Домодедово выполняют 77 авиакомпаний, в том числе 36 зарубежных, 29 российских и 12 авиаперевозчиков стран СНГ.
Полеты из аэропорта Домодедово выполняются по 241 внутреннему и международному направлениям, 92 из которых являются уникальными для Московского региона: совершить путешествие по ним можно только из Домодедово. Домодедово – базовый аэропорт в России для авиакомпаний-членов двух крупнейших мировых авиационных альянсов – Star Alliance и oneworld.
Высокотехнологичная инфраструктура аэропорта позволила Домодедово, впервые в истории России, принять в октябре 2009 года самый большой в мире пассажирский суперлайнер – Airbus380. Домодедово – единственный аэропорт в стране, сертифицированный для приема и обслуживания этого типа воздушного судна.
Аэропорт Домодедово, единственный в России, располагает двумя независимыми взлетно-посадочными полосами, конфигурация которых позволяет организовать одновременное независимое оперирование на каждой из них. Аэродром сертифицирован для приема 117 типов различных воздушных судов – от самолетов деловой авиации до пассажирских и грузовых супергигантов.
В аэропорту Домодедово классической приватизации не было, была инвестиционная деятельность, напоминает представитель аэропорта. По его словам, процесс приобретения аэропорта в частную собственность многократно проверялся, нарушений выявлено не было. Законность приобретения прав на актив подтверждена решениями Высшего арбитражного суда, говорят в Домодедово.
Представитель одного из участников конкурса по продаже аэропорта отмечает, что депутаты не смогут повлиять на процесс смены собственников аэропорта, так как «этот актив является частной собственностью». «Единственным рычагом государства в этом процессе может быть сертификация как самого аэропорта, так и органов управления им», — утверждает источник.
«Это большой и значимый актив, при продаже которого могут быть приняты дополнительные меры предосторожности», — отмечает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. По его словам, задача государства — обеспечение законности сделки по смене собственников аэропорта.