Cеть кулинарных коворкингов «Твое место» привлекла 136 млн рублей в раунде А от российского девелопера «Самолет», сообщил Forbes сооснователь стартапа Артур Цыкунов. Стороны не раскрывают оценку проекта. Она составила 0,8–1 млрд рублей, знает источник издания, близкий к проекту.
«Твое место» в 2020 году запустили супруги Артур и Елизавета Цыкуновы. Артур прежде развивал партнерства «Почты Mail.ru» и руководил локальным маркетингом в «Яндекс.Такси», а Елизавета отвечала за продукт МТС Live. Еще до пандемии в Цыкуновы обратили внимание, что многие частные повара, продающие еду через интернет, существуют в серой зоне: из-за отсутствия стартовых вложений на ремонт помещений и закупку оборудования готовят где придется — например, дома. С введением локдауна весной 2020-го появилась и еще одна проблема, вспоминает Цыкунов: «Доставка стала расти вертикально, а количество помещений под dark kitchen — нет». В ответ на эти «боли» супруги придумали построить сеть коворкингов, где частные повара и dark kitchen смогут арендовать необходимое количество мест и оборудование.
В конце 2020 года Цыкуновы привлекли под идею $150 000 от частных инвесторов и открыли тестовую кухню-коворкинг на 60 м2. Клиентов нашли за две недели. В начале 2021 года проект приносил им уже в среднем по 500 000 рублей выручки в месяц, утверждает Цыкунов. Срок окупаемости клиента, по словам предпринимателя, составлял около трех месяцев, а расходы на его привлечение — около 8000 рублей.
В июле 2021 года «Твое место» получил 27 млн рублей от «Самолета», а в ноябре открыл первый полноценный кулинарный коворкинг на 320 м2 в Хорошевском районе Москвы. Стартап стал предлагать клиентам два тарифа: 70 000–130 000 рублей в месяц за аренду полностью оборудованной облачной кухни с круглосуточным доступом или 1500–2500 рублей за рабочую смену (4–12 часов) в кулинарном опенспейсе. Помимо оборудования, в стоимость входят уборка, электричество и пр. В первый же месяц работы коворкинг принес 2,8 млн рублей выручки из 3,8 млн рублей возможных, говорит Цыкунов. Клиентами «Твоего места», помимо поваров-частников и dark kitchen, стали фудтех-стартапы, которые хотят протестировать свои гипотезы с минимальными вложениями, и кейтеринговые компании.
В ближайшие два месяца партнеры рассчитывают открыть еще два новых коворкинга, а за весь 2022 год — не менее пяти точек в Москве и Санкт-Петербурге. С ними годовая выручка стартапа составит 87 млн рублей, прогнозирует Цыкунов. Он не раскрывает расходы на аренду, ремонт и оборудование для одного коворкинга, но утверждает, что верит в бизнес-модель. «Тратить большие деньги и время на поиск и создание своей кухни, когда можно завтра начать готовить у нас, бессмысленно, — уверен он. — Про частных поваров я вообще молчу, ведь сравнить готовку дома, когда рядом твои домашние и животные, и готовку у нас — просто невозможно».
Кулинарные коворкинги активно развиваются за рубежом. Среди крупных иностранных игроков — американский стартап CloudKitchens основателя и экс-гендиректора Uber Трэвиса Каланика, который привлек суммарно более $1 млрд, и британский Karma Kitchen, в который инвестировали 252 млн фунтов стерлингов (более $340 млн).
В России прямых конкурентов у «Твоего места» нет, считает Цыкунов. Косвенно проект конкурирует прежде всего с арендодателями, которые сдают обычные помещения, признает руководитель венчурного направления группы «Самолет» Денис Кондрахин. Он обращает внимание на недостатки традиционной модели аренды: высокие для арендатора капитальные затраты, сложный поиск площадей нужного размера и с необходимыми коммуникациями, высокие цены на оборудование, долгие сроки его поставки и пр. «Данный рынок в России, по нашим оценкам, составляет сотни миллиардов рублей, и формат кулинарных коворкингов в ближайшие годы постепенно займет на нем существенную долю», — уверен он.
«Самолет» видит «большой потенциал» в открытии кулинарных коворкингов в своих жилых комплексах, рассказывает Кондрахин. Он считает, что это даст жильцам больше выбора для заказа готовых блюд с экспресс-доставкой и позволит развивать частное предпринимательство. Кулинарные и иные коворкинги смогут решить типичную для девелоперов проблему сдачи в аренду низколиквидных помещений, говорит исполнительный директор сети коворкингов «Практик» Владимир Дорофеев. Такие помещения встречаются в крупных ЖК, где под коммерцию и ретейл выделены не только первый, но и второй этаж. «Они традиционно менее привлекательны для арендаторов и покупателей, но оптимальны для размещения как небольших офисных коворкингов, так и кулинарных, — объясняет Дорофеев. — Срок доставки — один из главных факторов при приеме решения, где сделать заказ, а тут он будет обеспечен на уровне 20–25 минут с момента приема заказа. При таком преимуществе [девелоперу] проще сдать или продать данные активы».
Основным риском для развития сети Кондрахин считает высокую капиталоемкость бизнеса. «Но при этом у него быстрая расчетная окупаемость — полтора-два года, что позволит достичь устойчивого роста», — уверен он.