Российский девелопер «Самолет» поставил на паузу венчурные инвестиции, рассказал Forbes директор по инновациям группы компаний Денис Кондрахин. По его словам, это произошло в 2023 году. При этом застройщик продолжает «рассматривать интересные идеи, продукты и услуги» и «готов инвестировать», если это будет «экономически обосновано», добавил топ-менеджер. Вернуться к обсуждению будущего венчурного подразделения в группе компаний планируют через полгода.
«Самолет» вышел на рынок венчурных инвестиций в 2020 году. За счет этого направления девелопер искал продукты, которые могли бы оптимизировать строительные процессы (например, в сфере цифровизации стройки) или же улучшить инфраструктуру построенных районов. Суммарно с 2020 по 2023 год «Самолет» закрыл более 15 сделок в России и за рубежом. В более чем половину стартапов девелопер заходил как стратег — с возможностью выкупа компании. В остальные «Самолет» инвестировал по классической венчурной модели — с расчетом на рост доходности и экзит. К последним относятся, например, вложения в сеть коворкингов «Твое место». В нее «Самолет» с 2021 по 2022 год суммарно вложил 60 млн рублей, рассказал Кондрахин. В 2022 году компания также инвестировала в сеть складов для экспресс-доставки «Даркстор у дома». Сумма сделки тогда не раскрывалась.
После начала «спецоперации» инвестировать в зарубежные стартапы стало сложно из-за санкционных ограничений, говорит Кондрахин. Девелоперу даже пришлось выйти из ряда зарубежных активов под давлением иностранных инвесторов, рассказал он, не раскрывая детали.
Инвестиции на российском рынке также потеряли смысл, говорит Кондрахин. До февраля 2022-го портфельные компании могли бы масштабироваться за счет выхода за рубеж. Сейчас это практически невозможно, а локальные рынки, по его словам, «недостаточно емкие, чтобы обеспечить многократный рост стоимости вложений». Ситуацию осложняет и рост ключевой ставки — в октябре она достигла исторического максимума в 21%. Из-за этого стоимость капитала подорожала, а на рынке практически нет проектов, которые бы оправдывали инвестирование на таких условиях, говорит Кондрахин.
По его словам, команда поначалу рассматривала альтернативные регионы для инвестиций, но поставила на паузу и эти обсуждения: «Ситуация с санкциями и ограничениями развивается абсолютно непредсказуемо. И даже в «дружественных» юрисдикциях возникают непредвиденные сложности с созданием бизнеса, переводом денег, открытием счетов».
Кондрахин добавил, что компания также готова выходить из портфельных проектов, включая «Твое место», где «Самолет» «уже реализовал себя как инвестор». При этом с экзитом девелопер не спешит: «Пожара нет, нет необходимости в ближайшее время избавиться от активов, как многие пытаются представить. Мы и год назад готовы были обсуждать выход из некоторых наших проектов, и полтора года назад, и сейчас». Ранее в 2024 году компания вышла из «Даркстор у дома», продав долю одному из акционеров стартапа — венчурному фонду Malina VC.
Кондрахин также заверил, что заморозка венчура и выход из активов не связаны с финансовыми проблемами девелопера: «Продажа венчурных активов не окажет никакой поддержки [основному бизнесу]». Ранее Forbes со ссылкой на источники писал о финансовых проблемах «Самолета». По словам одного из бывших топ-менеджеров девелопера, он, как и другие застройщики, потеряли большую часть продаж из-за текущих ставок по кредитам из-за роста ключевой ставки.