Кредиторы ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НкВЗ, Кемеровская область) могут стать совладельцами предприятия. Такое предложение сделал им основной кредитор — московская лизинговая компания «Трансфин-М».
Процедура внешнего управления, которую 16 ноября предложило ввести собрание кредиторов, допускает такую схему. Но против внешнего управления высказался другой крупный кредитор предприятия — Сбербанк РФ.
16 ноября 2015 года кредиторы ОАО НкВЗ подвели итоги введенной на заводе в мае 2015 года процедуры наблюдения.
Как сообщила временный управляющий предприятия Ирина Ракитина, кредиторы, владеющие около 55% объема требований, высказались за переход к процедуре внешнего управления.
По ее данным, против такого варианта выступил представитель Сбербанка РФ, отметивший, что у завода нет заказов, а введение внешнего управления только затягивает банкротство.
Напомним, что наблюдение на НкВЗ было открыто 19 мая 2015 года по заявлению кемеровского ООО «Вагон-Трейд СДС». К тому времени производство на предприятии практически остановилось из-за отсутствия заказов.
ОАО НкВЗ создано в феврале 2008 года на базе завода по ремонту металлургического оборудования, выделенного из состава ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат» в ходе его банкротства.
Завод выпускает полувагоны для перевозки угля (3,43 тыс. штук в 2013 году против 3,7 тыс. годом ранее). В 2013 году предприятие заняло седьмое место в России по общему выпуску вагонов.
По данным базы Kartoteka.ru, его выручка в 2014 году упала до 2,554 млрд руб. (в 2013-м — 6,243 млрд руб.), а убыток составил 853,89 млн руб. при чистой прибыли годом ранее в 4,23 млн руб. Основными акционерами НкВЗ являются Юрий Байченко, Андрей Бакай и Евгений Подъяпольский.
Накануне собрания кредиторов с предложением о выводе НкВЗ из кризиса выступил гендиректор ПАО «Трансфин-М» Дмитрий Зотов. В своем обращении он призвал «кредиторов завода, в первую очередь Сбербанк, конвертировать долг в капитал и помочь предприятию перепрофилироваться на выпуск другой продукции».
«В этом случае мы получим возможность сохранить и даже приумножить наши инвестиции, а также способствуем развитию экономики Кемеровской области и реализации государственной политики импортозамещения»,— пояснил он.
По данным господина Зотова, из 6 млрд руб. задолженности НкВЗ 2,6 млрд руб. приходятся на ПАО «Трансфин-М», 2,1 млрд руб. — на Сбербанк РФ.
Введение конкурсного производства на НкВЗ, по оценке Дмитрия Зотова, неприемлемо, поскольку приведет «к окончательному сокращению квалифицированного персонала, снижению налоговых поступлений в муниципальный бюджет и финансовым потерям кредиторов».
«Кредиторы… не смогут вернуть все свои финансовые вложения, так как процедура банкротства — достаточно длительный и сложный процесс, и высока вероятность, что продажа оборудования по частям будет осуществлена со значительным дисконтом»,— говорится также в обращении.
Призыв гендиректора ПАО «Трансфин-М» подкреплен также ссылками на прогноз Минэкономразвития РФ о частичном восстановления вагоностроительной отрасли России в предстоящие три года: производство грузовых вагонов должно увеличиться на 16% в 2016 году, на 6,2% — в 2017-м и на 5,9% — в 2018-м.
Правда, в этом году оно упадет, по прогнозу министерства, на 44,3% и производственные мощности заводов будут загружены всего на треть.
По данным базы Kartoteka.ru, размер уставного капитала ОАО НкВЗ — 806,05 млн руб.
Подобное предложение о конвертации долгов в акции принималось в ходе внешнего управления в новокузнецком ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» в 2002 году.
Тогда комбинат произвел дополнительную эмиссию, которую должны были выкупить кредиторы. Впрочем, не все они воспользовались этим правом.