По данным газеты «Коммерсантъ», «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) хочет продать 48% акций в «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), которая занимается лизингом отечественных самолетов. Со своей долей в ИФК (25,8% акций) давно надеется расстаться и Александр Лебедев. Однако третий крупный акционер ИФК, «Внешэкономбанк» (ВЭБ), увеличивать свою долю не собирается и наиболее вероятным претендентом на бумаги, к которым не проявляют никакого интереса реальные участники рынка, называют «Сбербанк».
Александру Лебедеву нужно продать пакет, чтобы оплатить покупку 44 самолетов ТУ-204СМ для авиакомпании Red Wings. «Кроме того, мне лучше бы выйти из ИФК, чтобы избежать конфликта интересов: сейчас я как авиакомпания плачу лизинговые платежи ИФК»,— пояснял он. Всю ИФК предприниматель оценивает в $650-900 млн (без учета контракта на 44 Ту-204СМ).
Найти покупателя на ИФК будет непросто. Для рынка непонятно, на каких условиях компания финансировала приобретение самолетов. Работая с отечественным авиапромом, ИФК принимала на себя большие длинные риски, так как зачастую производство техники затягивалось по срокам. Зато у ИФК большой, хотя и не безрисковый лизинговый портфель. Также возможен вариант объединения компании с «ВЭБ-лизинг».
Александр Лебедев верит, что покупатель найдется. Он пояснил, что ведет переговоры по продаже своего пакета в ИФК с украинским правительством и «Сбербанком», полагая, что его долю и долю ОАК в ИФК, скорее всего, выкупит российский банк. «Они хотят развивать свою компанию «Сбербанк-лизинг», а с покупкой ИФК получат к нему хороший дополнительный актив»,— полагает Александр Лебедев.
В последние годы из-за малых объемов производства новых самолетов рынка лизинга отечественной техники, по сути, не было. Но если он начнет расти, только лизинговые компании госбанков смогут привлечь необходимые для заключения крупных контрактов финансовые ресурсы.
«Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) — российская авиализинговая компания. Основана в 1999 г. Основное направление деятельности компании — финансовый и операционный лизинг современных гражданских самолетов российского производства, финансирование экспортных поставок.
Собственники компании на начало 2010 года: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» — 48,4 %, Группа «Национальная резервная корпорация» — 25,83 %, «Банк внешнеэкономической деятельности СССР» («Внешэкономбанк») — 21,39 %, генеральный директор ИФК Александр Рубцов — около 3 %. Выручка компании в 2008 году составила 2,29 млрд руб. В 2010 году выручка ИФК должна была составить 7,4 млрд руб., чистая прибыль — 200 млн руб. Портфель заказов составлял 116 воздушных судов.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что тех задач, для которых создавалась ИФК — продвижение самолетов Ил-96 и Ту-204,— не осталось, так как эти проекты умерли. «Теперь компания не нужна ни ОАК для продвижения продуктов, ни ВЭБу для решения правительственных вопросов, и их возможный выход из акционерного капитала ИФК на этом фоне видится вполне логичным»,— говорит эксперт.