По данным газеты «РБК daily», консолидатор чартерных программ компания «Авиачартер», от доли в которой на волне кризиса отказался «Интурист», займется привлечением туристов. Группа «Джи энд Эм», в которую входит консолидатор, приобрела нишевого оператора «Гоа-Тур». Напомним, что в декабре 2008 года холдинг «Интурист» принял решение о продаже принадлежащего ему 51% акций компании «Авиачартер», занимающейся консолидаций чартерных программ и продажей туроператорам блоков мест на рейсах. В компании «Интурист» выход из этого бизнеса объясняли тем, что компании выгоднее договариваться напрямую с авиаперевозчиками через собственное подразделение «Интурист — Транспортные услуги». После выхода «Интурист» из «Авиачартер» единственным владельцем этого бизнеса станет компания «Джи энд Эм». Сделка по выкупу «Авиачартер» у «Интурист» и переводу компании в состав группы «Джи энд Эм» должна быть завершена до конца июня этого года.
Группа «Джи энд Эм» начинает формирование собственного туристического оператора путем поглощения небольших нишевых операторов. На сегодняшний день консолидацией туристических операторов занимается созданная компания BTA, которая входит в группу «Джи энд Эм». Начало созданию собственного туроператора уже положено: BTA уже выкупила 67% оператора «Гоа-Тур» у гендиректора компании Виктора Чекалина. («Гоа-Тур» контролирует 12—17% туристического потока на одноимённом направлении). В ближайшее время BTA может приобрести еще пять-семь подобных операторов.
Параллельно «Джи энд Эм» укрепляет и свое авиационное подразделение. Компания получила путем обмена акций авиационного брокера «Антарес», который войдет в отдел по оперированию воздушными судами в «Авиачартер». За счет «Антарес» владельцы «Авиачартер» рассчитывают увеличить количество клиентов на 10—15%. Отметим, что генеральный директор и основатель «Авиачартер» Михаил Шаманов подчеркнул, что оба подразделения «Джи энд Эм» будут работать самостоятельно: «Мы занимаемся только консолидацией туристических операторов и уменьшением рисков авиационной составляющей».
Компания «Мегаполюс авиачартер» была образована в 2002 году в составе туристического холдинга под нужды туроператоров УТЕ Мегаполюс Группа и Универсальный туроператор по Европе. В январе 2006 года было произведено слияние компании с ВАО «Интурист». После проведения сделки ООО «Мегаполюс Авиачартер», сменив бренд и название на «Авиачартер» под руководством Генерального директора Михаила Шаманова стало обслуживать два туроператорских холдинга - UTE Megapolus и «Интурист».
Основными услугами, осуществляемыми компанией являются: организация чартерных рейсов и чартерных программ; организация обеспечения выполнения рейсов (получение разрешений в странах пролета/посадки, хендлинг); организация рейсов на VIP самолетах: Falcon, Challenger, Learjet, BАe; разработка различных вариантов перелетов в зависимости от заданного маршрута. «Авиачартер» имеет возможность осуществлять чартерные программы с привлечением широкого ассортимента воздушных судов: от широкофюзеляжных до узкофюзеляжных, как импортных (Boeing, Airbus) так и отечественных (TУ, Як, Ил). «Авиачартер» продолжает работать на авиаброкерском рынке и консолидирует рейсы и для других туроператоров. Партнерами «Авиачартер» являются авиакомпании «Ямал», «Атлант-Союз», «ВИМ-Авиа». В 2008 году оборот компании составил 4,5 млрд руб.
Компания «Гоа-тур» была организована в январе 2003 года группой единомышленников, многие годы развивающих культурные и туристические связи со странами Азии. Как следует из названия, основная масса клиентов компании посещает Гоа и Индию. В 2004 году к туристическим направлениям компании добавились Гималаи, Непал, Тибет, Вьетнам, Камбоджа, Шри Ланка. С 2005 «Гоа-тур» отправляет туристов в Кению, Танзанию, Занзибар, Бали, в Южную Африку. С 2008 года в Малайзию, Китай. Как турагентская компания, «Гоа-тур» предлагает путешествия и по другим странам мира, обслуживает частных и корпоративных клиентов.
«На сегодняшний день многие небольшие туристические операторы готовы уйти под контроль крупных структур — вопрос в эффективности их поглощения», - замечает совладелец компании BTA Аркадий Киворков. «Нас интересуют операторы, на деятельность которых практически не повлиял кризис и менеджмент которых готов работать в единой структуре», — говорит он. Для этого BTA выкупает бизнесы не полностью, а оставляет их владельцам треть или четверть доли в компании.
Участники рынка считают, что небольшие туристические компании открыты для любых предложений о покупке. «Сейчас, во время кризиса, легче всего создать туристический холдинг, имея за собой финансовый ресурс. За небольшие вложения можно взять большую долю рынка», — рассуждает член совета директоров группы компаний «Инна Тур VIP-сервис» Дмитрий Горин. В результате крупные операторы вытеснят мелкие компании с локальных рынков, поглотив их.
Эксперты замечают, что небольшие, но гордые игроки, которые не согласятся влиться в большую структуру, скорее всего просто не выдержат испытание кризисом.