«Европейский банк реконструкции и развития» ЕБРР может стать пионером в приватизации РЖД. В правительстве обсуждается идея продать банку 5% акций монополии.
Президент РЖД Владимир Якунин несколько раз на совещаниях в правительстве говорил, что привлечение институционального инвестора поможет монополии лучше подготовиться к возможному размещению в 2016 г. По мнению Якунина, вместе с ЕБРР вложиться в акции монополии мог бы «Российский фонд прямых инвестиций» (РФПИ), однако там со своей позицией пока не определились.
ЕБРР — логичный кандидат на роль стратега для РЖД, он акционер нескольких российских транспортных компаний, связанных с железной дорогой. У ЕБРР 9,2% в «Трансконтейнере», 3,7% — в FESCO. С миноритарием в лице международного банка РЖД будет проще привлекать средства на инфраструктурные проекты. Плюс появление нового акционера поспособствует улучшению корпоративного управления монополии.
Осенью прошлого года президент РЖД Владимир Якунин оценивал 25% РЖД в 280 млрд руб. (1,12 трлн руб. — за всю компанию). Исходя из этой оценки 5% компании может стоить 56 млрд руб.
ОАО РЖД входит в тройку крупнейших транспортных компаний мира с грузооборотом, в 2011 году превысившим 2,7 млрд тонно-км, и пассажирооборотом около 130 млрд пасс-км. ОАО РЖД владеет и обслуживает более 85 000 км железнодорожных линий в России и СНГ, занимая второе место среди российских компаний по стоимости находящихся в собственности активов.
Консолидированная выручка в соответствии с МСФО по итогам 2011 года достигла 1 481 млрд рублей, EBITDA – 356 млрд рублей, чистая прибыль – 183 млрд рублей. ОАО РЖД является рупнейшим работодателем в России – его сотрудниками являются более 1,2 млн человек.