По данным газеты «Коммерсантъ», амбициозный проект по созданию крупнейшего по размеру филиальной сети российского банка на базе «Почты России» продолжает терять партнеров. Вслед за «ХКФ-банком» об отказе от участия в конкурсе на право стать акционером «Почтового банка» сообщил «Юникредит банк». По оценке банка, объем инвестиций достаточно велик — €300-500 млн, на окупаемость проект сможет выйти не ранее чем через шесть лет, а полный возврат инвестиций может быть достигнут примерно через 13 лет. Изначально заинтересованность «Юникредит банка» в участии была основана на уникальной возможности быстрого вхождения в массовый сегмент розничного бизнеса через получение доступа к самой разветвленной розничной сети, вдвое превышающей сеть самого крупного розничного банковского игрока.
Два оставшихся претендента — «Номос-банк» и «Русский стандарт» — пока еще готовы участвовать в проекте, невзирая на эти риски. Таким образом, ВЭБу останется выбирать партнера из оставшихся двух претендентов. Банки уже отправили в ВЭБ свои бизнес-планы.
Проект по созданию самого масштабного по количеству отделений банка в России на базе ФГУП «Почта России» и санируемого ВЭБом «Связь-банка» был одобрен в декабре прошлого года. Для реализации этого проекта был объявлен конкурс, в результате которого были отобраны четыре банка — «Номос-банк», «ХКФ-банк», «Юникредит банк» и «Русский стандарт». Бизнес-планы будущего «Почтового банка» участники должны были предоставить в ВЭБ до 15 июня. Ранее первый зампред правления ВЭБа Анатолий Тихонов оценивал стоимость создания «Почтового банка» в $5-10 млрд. Минимальное участие банка-партнера составляет 25% в капитале «Почтового банка», но не должно превышать 50%.
Напомним, что по итогам первого отборочного тура из заявок семи банков-претендентов были выбраны три — «Юникредит банк», банка «Русский стандарт» и совместная заявка «Номос-банка» и «ХКФ-банка». Однако в конце мая акционер «ХКФ-банка» PPF Group решила, что банк не будет принимать участия в проекте. Такое решение было принято после более тщательного анализа рисков участия в проекте и затрат на его реализацию.
Решение о создании «Почтового банка» на базе санированного ВЭБом «Связь-банк» и ФГУП «Почта России» было одобрено наблюдательным советом ВЭБа 17 декабря 2009 года. По покрытию розничной сетью создаваемый банк станет крупнейшим в России — благодаря инфраструктуре «Почты России» (42 тыс. отделений), что должно сделать банковские услуги более доступными для населения. «Почтовый банк» в два с лишним раза превзойдет «Сбербанк».
Коммерческие банки, претендующие на участие в проекте, должны были иметь рейтинг не ниже B-/B3, развитую информационно-технологическую платформу, опыт массового обслуживания населения, не иметь конфликта интересов с создаваемым банком. Также от партнера требовалась «готовность к финансовому участию в капитале «Почтового банка» в размере не менее 25%, но не более 50%».
Стоимость создания «Почтового банка» может составить $5-10 млрд. Это условие должно было стать основным барьером для желающих поучаствовать в проекте. Формальным требованиям по рейтингу и финансовому состоянию соответствовало около 50 банков, но большая часть из них не имела возможности инвестировать в такой масштабный проект.
Решение «Юникредит банка» выйти из конкурса до его завершения эксперты сочли закономерным. «При таких серьезных инвестициях риски действительно высокие,— говорит гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников.— Кроме того, доля в «Почтовом банке» должна быть менее контрольной, а в этом случае Unicredit group не сможет консолидировать результаты «Почтового банка» в собственных финансовых результатах, а отражать их лишь как инвестиции в ассоциированные компании».
Более того, добавляет партнер BDO Денис Тарадов, при отсутствии контроля банк-участник не сможет в полной мере влиять на план развития «Почтового банка».