По словам одного из источников, доля была продана основному владельцу компании Евгению Бернштаму, который после закрытия сделки стал единственным акционером «Секвойи».
Причина продажи связана как с планами «Секвойи» по привлечению инвестора, так и с тем, что у прошлых акционеров возникли разногласия в представлениях о дальнейшем развитии компании, говорит он.
Незадолго до ухода Докучаевой в апреле в совет директоров вошли два новых человека, в их числе бывший вице-президент по стратегии компании «Транстелеком» (ТТК) Шухрат Ибрагимов.
После ухода из ТТК Ибрагимов совместно с партнерами организовал консалтинговую компанию: «Мы помогаем иностранным инвесторам сориентироваться на российском рынке». Компания «Секвойя» является одним из клиентов его бизнеса, наличие личного интереса в приобретении акций компании он отрицает.
По данным СПАРК, Ибрагимову принадлежит компания «Кабра эдвайзерс», которая специализируется на консалтинге. В совете директоров «Секвойи» Ибрагимов курирует стратегию и IT, а также намерен найти для нее частных иностранных венчурных инвесторов.
Два источника, близких к менеджменту компании, утверждают, что обсуждался вариант получения бридж-кредита от инвесторов на покупку портфелей, который мог быть конвертирован в акции.
Гендиректор компании «Секвойя кредит» Алексей Терский сообщил, что обновленная стратегия на 2017 г. предполагает увеличение доли на рынке цессии с 1 до 10%.
По данным СПАРК, «Секвойя» была убыточна в 2014–2015 гг. (данных за 2016 г. нет). Иностранным инвестициям убыток от агентской деятельности не мешает, уверен Ибрагимов.
Зарубежные инвестфонды стоят за многими коллекторскими компаниями, скупающими портфели, включая НСВ-ПКБ (Baring Vostok и DaVinci), а новый закон о коллекторской деятельности улучшает имидж отрасли для инвесторов, уверен он.
«От цессионного бизнеса ожидают более высокой доходности, чем от агентского, – в европейских странах показатель возврата на капитал (ROE) составляет 25–30%», – говорит Ибрагимов.
Интерес к российскому коллекторскому рынку проявляют преимущественно восточноевропейские фонды, указывает акционер компании «Эверест» Дмитрий Чернышов: «Стоимость входа на рынок сравнительно низкая, при этом он становится более транспарентным. Предложение портфелей для продажи избыточно. Но лишь у нескольких компаний на рынке есть свободные средства для покупки, конкуренция крайне низкая».
Интерес к российскому коллекторскому рынку проявляют преимущественно восточноевропейские фонды, указывает акционер компании «Эверест» Дмитрий Чернышов:
«Стоимость входа на рынок сравнительно низкая, при этом он становится более транспарентным. Предложение портфелей для продажи избыточно. Но лишь у нескольких компаний на рынке есть свободные средства для покупки, конкуренция крайне низкая».