По данным газеты «Коммерсантъ», в октябре «Вымпелком» может исполнить опцион на увеличение доли в «Евросеть» с 49,9 до 74,9%. Не исключено, что затем ритейлер сократит сотрудничество с другими операторами: трехлетний мораторий Федеральной антимонопольной службы (ФАС), запрещающий это, также истекает этой осенью.
Основатели «Евросеть» Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев продали ее Александру Мамуту осенью 2008 года за $1,25 млрд с учетом долга в $850 млн. Практически сразу господин Мамут договорился о продаже 49,9% ритейлера «Вымпелкому». Тогда же было заключено опционное соглашение, по которому спустя три года «Вымпелком» получает право приобрести еще 25% материнской Euroset Holding N.V.
До сих пор в «Вымпелкоме» заявляли, что не хотят контролировать ритейлера. «Пока мы не собираемся увеличивать долю в «Евросеть»... не хотим монополизировать «Евросеть» и превращать ее в наш монобренд»,— говорил бывший гендиректор оператора Александр Торбахов в 2009 году. Однако 14 июля директор по внешним коммуникациям «Вымпелком» Елена Прохорова подтвердила, что «изучается целесообразность» реализации опциона. Четверть ритейлера могла бы стоить $675-825 млн.
В 2008 году ФАС запретила ритейлеру в течение трех лет давать преференции какому-либо сотовому оператору при заключении контрактов с абонентами. Следуя этому ограничению, «Евросеть», кроме «Вымпелком», продает тарифные планы МТС, «МегаФон», «Скай Линк», Tele2 и других компаний. Но тогда ни один из крупных сотовых ритейлеров не был аффилирован с операторами.
С тех пор рынок кардинально поменялся: за исключением «Связной», ритейлеры не пережили финансовый кризис и были либо проданы, либо обанкрочены, а МТС и «МегаФон» запустили собственные розничные проекты.
Монобрендовая сеть могла бы очень пригодиться «Вымпелком»: в 2010 году оператор уступил «МегаФон» второе место по количеству абонентов и выручке от сотового бизнеса. Но уход МТС и «МегаФон» из «Евросети» может негативно отразиться на стоимости самого ритейлера.
ООО «Торговый дом «Евросеть», основанное в 1997 году, специализируется на реализации сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов, телефонов DECT, персонального аудио, аксессуаров; занимается подключением к операторам связи и оказанием информационных услуг. В настоящее время сеть компании включает более 4,3 тыс. магазинов, расположенных в 1 373 городах России, Украины, Казахстана, Белоруссии.
Чистая прибыль компании «Евросеть» по МСФО за III квартал 2010 года увеличилась на 26,7% до 1,877 млрд руб. с 1,481 млрд руб. за аналогичный период 2009 года. Выручка увеличилась на 10,3% до 16,907 млрд руб. с 15,317 млрд руб., показатель EBITDA - в 1,3 раза до 2,543 млрд руб. с 1,893 млрд руб., EBITDA маржа - до 15,04% с 12,36%.