Контрольный пакет акций ОАО «Псковавиа», который в октябре 2018 года был продан структуре «Евросиба», вернется в областную собственность. Новый акционер, вступив в свои права в ноябре прошлого года, обнаружил, что компания «находилась в состоянии банкротства с 2017 года, а имущество было арестовано».
«Фактические цифры долговой нагрузки существенно отличались от заявленных в большую сторону. Имущество практически полностью арестовано за долги»,— сообщали в «Евросибе», подчеркивая, что компания «не может реализовать программу оздоровления предприятия, в том числе за счет продажи лишнего имущества, поскольку эти решения не поддерживаются администрацией области, имеющей блокирующий пакет акций предприятия».
На фоне выявленных обстоятельств холдинг «Евросиб» решил расторгнуть сделку и обратился в суд. Задолженность «Псковавиа», по данным на май 2019 года, составляла более 400 млн. рублей.
Изначально конкурс по приватизации предполагал, что инвестор за год с момента заключения договора, до 2020 года, вложит 1,2 млрд. рублей в региональную авиакомпанию, что поможет вывести «Псковавиа» из кризиса. Средства предполагалось направить на аэропортовую и летную составляющие.
В интервью “Ъ” в марте 2019 года владелец «Евросиба» Дмитрий Никитин сообщал, что компания планирует развивать летную часть за счет привлечения партнеров — авиакомпаний, в первую очередь ориентированных на развитие региональных перевозок. «Мы же сможем сконцентрироваться на аэропортовой деятельности»,— говорил он.У «Псковавиа» нет действующего летного сертификата: Росавиация приостановила его весной 2018 года, позже его аннулировали.
«Фантазии о возможности развития авиапредприятия на базе ОАО "Псковавиа" оставим на совести их авторов»,— заявляли в «Евросибе». Однако «Псковавиа» продолжает оставаться главным оператором городского аэропорта Кресты.
В администрации Псковской области сообщили, что решение о проведении нового конкурса по приватизации «Псковавиа» «существует», но отказались комментировать его условия.
На ПМЭФ-2019 губернатор Псковской области Михаил Ведерников сообщал “Ъ”, что администрация объявит новый конкурс по приватизации ОАО «Псковавиа», при этом он будет включать только развитие аэропортовой инфраструктуры, без инвестиций в региональную авиакомпанию.
Он добавил, что «Евросиб» выражает готовность участвовать в конкурсе с новыми условиями. Отдельно прорабатывается вопрос получения в 2020 году финансовой поддержки Минтранса на реконструкцию аэропорта, сообщалось на сайте администрации.
«Все будет зависеть от самих условий конкурса. Наученные опытом предыдущего тендера, если и решим (участвовать), то будем подходить к ситуации с большой осторожностью»,— заявили “Ъ” в «Евросибе».
По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, аэропортовый бизнес более доходный, чем авиаперевозки, которые обычно являются балластом. «Но и в инфраструктуру надо вкладываться разумно — не строить миллиардный проект, который ляжет тяжелым грузом на аэропортовые сборы»,— подчеркивает он.
Господин Гусаров предполагает, что основные убытки были сгенерированы самой авиакомпанией. Он отмечает, что необходимо разделить баланс двух предприятий и их долги, чтобы задолженность не «повисла» на аэропорте.
«Я не исключаю, что есть кредиторы, которые в свое время одалживали "Псковавиа" деньги под гарантии администрации. Сейчас они вместе с администрацией заинтересованы в том, чтобы пристроить актив и потребовать возврата долгов.
Но инвестор будет готов войти в проект только в случае очистки от долговой нагрузки, а если она сохранится, то актив должен продаваться за символическую сумму — допустим, за один рубль»,— заключает эксперт.