По данным газеты «Коммерсант» и информационного агентства «Прайм», 1 марта 2018 года американская нефтяная компания ExxonMobil объявила о выходе из совместных с российской «Роснефтью» проектов. Это решение американская компания приняла из-за введенных США и Евросоюзом санкций.
Как отмечается в ежегодном отчете компании, направленном в комиссию по ценным бумагам США, в 2013 и 2014 годах Exxon Mobil и "Роснефть" создали различные структуры для проведения геологоразведочных и научно-исследовательских работ.
Затем, в 2014 году Евросоюз и США ввели санкции в отношении российского энергетического сектора, а во второй половине 2017 года США кодифицировали и расширили санкции против России.
"В связи с вышеизложенным корпорация и ее аффилированные лица продолжают соблюдать все действующие законы, правила и положения. В конце 2017 года корпорация решила выйти из этих совместных предприятий. Корпорация ожидает, что официально начнет вывод в 2018 году", - говорится в документе.
В результате данного решения, убыток после налогообложения ExxonMobil может составить $200 млн.
В отчете указывается, что Exxon Mobil в рамках совместного предприятия работала или планировала работать на шельфе в Карском, Чукотском морях, в море Лаптевых и в Черном море. Общая площадь участков составляет 63,6 миллионов акров (более 257 тысяч квадратных километров).
Согласно предоставленным сведениям, деятельность по разведке и добыче в Карском, Чукотском и Черном морях и в море Лаптевых регулируется соглашениями о совместном предприятии, заключенными Exxon Mobil с "Роснефтью" в 2013 и 2014 годах, которые охватывают некоторые оффшорные лицензии "Роснефти".
Лицензии Карского моря, предусмотренные соглашениями о совместном предприятии, заключенными в 2013 году, распространяются на период до 2040 года и включают геологоразведочные периоды до 2020 и 2022 годов.
Дополнительные лицензии в Карском, Чукотском морях и море Лаптевых охватываемые соглашениями о совместном предприятии, заключенными в 2014 году, продлятся до 2043 года и включают разведочный период до 2023 года.
Лицензии на Карское и Чукотское моря и море Лаптевых требуют представления плана развития в течение 8-11 лет с момента открытия и разработки в течение пяти лет после утверждения плана. Лицензия на разведку Черного моря распространяется до 2020 года, и открытие является основанием для получения лицензии на добычу.
Кроме того, компания ExxonMobil является оператором проекта Сахалин-1.
Напомним, что «Роснефть» продлила с Exxon срок действия соглашения по проекту «Дальневосточный СПГ» в мае 2014 года. Также Игорь Сечин и президент ExxonMobil Russia Гленн Уоллер договорились об освоении консорциумом «Сахалин-1» северной оконечности месторождения Чайво на шельфе.
В июле 2017 года ExxonMobil оштрафовали на $2 млн. за их нарушение. Минфин США счел, что в мае 2014 года Exxon незаконно подписывала соглашения с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, уже подпавшим под санкции как физическое лицо.
В сентябре 2017 года правительство РФ одобрило подписание мирового соглашения c ExxonMobil, которая требовала от российского Минфина более $600 млн. за переплату налога на прибыль для проекта «Сахалин-1».
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, комментируя заявление ExxonMobil от 1 марта 2018 года, сказал, что «ничего нового не произошло». «Ожидаемое событие, связанное с санкциями. ExxonMobil вынужден это сделать»,— добавил господин Леонтьев.
Акционеры «Сахалина-1» — Exxon (30%, оператор), японская Sodeco (30%), «Роснефть» (20%), индийская ONGC (20%). В проект входят нефтегазовые месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе Сахалина.
Добыча нефти и конденсата в 2016 году — около 9 млн. тонн, доля «Роснефти» составила 1,8 млн. тонн. «Сахалин-1» — один из немногих совместных проектов «Роснефти» и Exxon, уцелевших после введения американских санкций.