После долгих раздумий Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала добро на покупку компанией Bonduelle российского завода конкурента — французской Cecab. После этой сделки Bonduelle существенно укрепит свои позиции на российском рынке. Это не последняя покупка в сегменте консервированных овощей — дальнейшая консолидация рынка неизбежна.
В октябре прошлого года стало известно, что Bonduelle ведет переговоры со своим конкурентом Cecab о покупке его активов в России — завода «Кубанские консервы» и торговых марок Globus и D’aucy. Тогда же компания подала ходатайство в ФАС с просьбой одобрить эту сделку.
Однако в январе текущего года антимонопольная служба сообщила о продлении до 13 марта срока рассмотрения этого прошения, затребовав дополнительную информацию. Соглашение о сделке стороны подписали в январе 2012 года и ждали одобрения ФАС.
В итоге ФАС одобрила ходатайство Bonduelle о покупке компании «Кубанские консервы», принадлежащей Cecab. Дополнительное время потребовалось антимонопольному органу, чтобы оценить последствия этой сделки на рынке консервированной продукции, понять, какую рыночную долю займет новый игрок.
Сотрудники ФАС России делали запросы в Росстат, Федеральную таможенную службу, запрашивали у самих компаний объемы ввоза и производства в России продукции. В итоге на сегодняшний день ФАС пришла к выводу, что новый игрок не достигает порога доминирования в 35%. К примеру, на рынке консервированного зеленого горошка доля компании составит 18%, консервированной кукурузы — около 30%.
Завод «Кубанские консервы», находящийся в Тимашевске Краснодарского края, построен в 2007 г. Капитальные вложения Cecab Group составили 480 млн рублей. Проектная мощность завода - 80 млн условных банок (муб) в год. Среднегодовое производство - около 45 муб.
Предприятие выпускает консервированный горошек, сладкую кукурузу и фасоль под ТМ Globus и d'Aucyю. Также компания «Кубанские консервы» арендует 6 тыс. га в станице Роговской, из них около 2 тыс. орошается. Выручка «Кубанских консервов» за 2010 год составила 419,6 млн руб., убыток — 8,6 млн руб.
Производители консервированной продукции уверены, что на рынке появится монополист по горошку и кукурузе. «Это будет единственный «консервный» игрок, который сможет диктовать условия ритейлерам», — говорит один из участников рынка. Он также напоминает, что Cecab делала многим торговым сетям консервацию под их частными марками.
Сейчас лидерами на российском рынке консервированных овощей являются иностранные производители. В сегментах «зеленый горошек» и «кукуруза» главенствует Bonduelle Group с долей продаж 15—20% в натуральном выражении, говорит руководитель проектной группы департамента финансового консультирования «НЭО Центр» Олег Коломиец. «Cecab также занимает прочные позиции на данном рынке и в целом придерживается схожих технологий с Bonduelle в производстве консервов», — добавляет он.