Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,60  (-28,29%)
803,70  (-12,59%)
5 917,11  (+0,13%)
97 044,30  (+2 595,66%)
3 328,61  (+248,74%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds

ФАС предложила приватизировать авиакомпанию «Победа»

15.08.2019, Mergers.ru
По данным газеты «Ведомости», руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев предложил правительству приватизировать авиакомпанию «Победа», входящую в группу «Аэрофлот», следует из письма Артемьева, направленного вице-премьеру Максиму Акимову и министру транспорта Евгению Дитриху.

Письмо, подготовленное во исполнение поручения правительства после прямой линии с президентом Владимиром Путиным, датировано 18 июля 2019 года. Путин по итогам эфира 7 июня 2018 г. поручил правительству следить за ценами на авиабилеты и не допускать их необоснованного роста.

Почему «Победа»?

Артемьев в своем письме отметил, что ФАС нашла закономерности в сегменте перевозок пассажиров на ближне- и среднемагистральных самолетах, которые могут приводить к установлению разных цен на сопоставимых маршрутах.

Так, по его словам, присутствие «Победы» на маршруте увеличивает конкуренцию и снижает цены на билеты всех перевозчиков. Доходные ставки на маршрутах лоукостера в среднем на 10% ниже, чем на рынке (высчитываются из стоимости кресло-километра, RASK), подсчитало ведомство.

Однако «Победа» в последнее время сосредоточилась на международных направлениях, доля которых у нее уже превышает перелеты внутри страны, отметил глава ФАС. Служба также обратила внимание на случаи отмены или сокращения рейсов «Победы» на внутренних маршрутах.

«Полагаем, что такие действия могут быть направлены на сокращение конкуренции, в том числе с «Аэрофлотом» и «Россией» («Победа» и «Россия» входят в группу «Аэрофлот»)», – констатировал Артемьев.

Решить эту проблему, по его мнению, могли бы выход лоукостера из группы «Аэрофлот» и его приватизация. В целом «Победе» следует активнее развивать внутренние перевозки, а стратегия развития авиаперевозчика должна соответствовать «государственным задачам по обеспечению транспортной доступности населения на внутренних воздушных линиях», уверен Артемьев.

Заместитель руководителя ФАС Александр Редько подтвердил «Ведомостям» позицию руководителя о том, что присутствие «Победы» на маршрутах способствует снижению цен на билеты для всех перевозчиков, в том числе конкурентов группы «Аэрофлот».

«Отказ же лоукостера от внутреннего маршрута в пользу международного – два шага назад. Оставаясь в группе «Аэрофлот», «Победа» должна развиваться внутри страны. Либо выходить из группы «Аэрофлот» и конкурировать с ней», – уверен он.

По словам человека, близкого к группе «Аэрофлот», Артемьев приводит в корне неверные данные: доля пассажиров «Победы» на международных линиях в общем трафике лоукостера всего 20%, а не свыше 50%, как говорится в письме.

Источник, близкий к «Победе», отмечает, что международные перевозки нужны лоукостеру для того, чтобы поддерживать низкие цены и работать с прибылью, так как их маржинальность намного выше российских.

«К тому же в европейской части России всего примерно 20 аэропортов, которые могут принимать самолеты Boeing 737-800 (в парке «Победы» их 30). Поэтому, даже несмотря на большое количество прямых маршрутов между регионами, минуя Москву, лоукостеру невозможно поддерживать высокий темп роста только за счет внутренних рейсов», – заключает он.

В «Победе» нет доли участия Российской Федерации, решение по этому вопросу (по вопросу приватизации лоукостера) должен принимать сам «Аэрофлот», сказал «Ведомостям» федеральный чиновник.

По итогам 2018 г. «Победа» перевезла 7,1 млн. человек, получив 35,5 млрд. руб. выручки и 2 млрд. руб. чистой прибыли (отчет по РСБУ). За первое полугодие текущего года «Победа» перевезла более 5 млн. пассажиров, став одной из крупнейших авиакомпаний России. Всего по итогам 2019 г. лоукостер планирует перевезти 10 млн. человек.

Человек, близкий к лоукостеру, отметил в беседе с «Ведомостями», что «Победе» отведена важная роль в стратегии развития группы «Аэрофлот» до 2023 г.: ее трафик должен вырасти с 7,1 млн. человек в 2018 г. до 25–30 млн. человек, в то время как трафик всей группы вырастет примерно вдвое – до 100 млн. пассажиров.

Мнение рынка.

«Удивляет сама постановка вопроса антимонопольной службой: ведь цены на авиабилеты внутри России вполне рыночные, ярким доказательством чему является низкая и даже отрицательная рентабельность авиакомпаний», – говорит директор Prosperity Capital Management Александр Бранис.

К тому же «Аэрофлот» уже практически наполовину приватизирован (частным акционерам принадлежит свыше 40% его акций), имеет свои корпоративные органы управления, компания должна руководствоваться их решениями, а не пожеланиями отдельных чиновников, добавляет он.

«Победа» является брендом группы «Аэрофлот», важной частью бизнеса группы и создавалась не с целью отчуждения в будущем – ее продажа принесла бы вред самой авиакомпании, акционерам «Аэрофлота» и в конечном счете государству, уверен Бранис. Prosperity Capital Management является миноритарным акционером «Аэрофлота».

«Прежде всего иностранные аэропорты могут обеспечить «Победе» условия, необходимые для модели лоукостера: топливо за рубежом зачастую дешевле, иностранные аэропорты могут давать огромные скидки на аэропортовые услуги лишь бы авиакомпания создавала хороший пассажирский трафик, иностранные же аэропорты более готовы обеспечивать быстрый разворот судов (в России за 25 минут самолеты «Победы» разворачивают только «Внуково» и «Бегишево»)», – говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

То есть иностранные рейсы необходимы лоукостеру, к тому же сейчас у «Победы» есть социальные заведомо убыточные внутрироссийские направления, частный инвестор их наверняка закрыл бы, добавляет она.

«Победа» – очевидно очень успешный бизнес-кейс, «Аэрофлот» по возможности не вмешивается в ее работу. Учитывая, что правительство последовательно сокращает регуляторную нагрузку и вмешательство в бизнес, инициатива ФАС едва ли найдет поддержку в правительстве», – считает Сахнова.

 

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст