Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 887,24  (-9,52%)
1 127,29  (-2,80%)
6 466,91  (+96,74%)
109 837,47  (+46,12%)
4 419,22  (+66,80%)
67,73  (+0,06%)
Источник Investfunds

ФАС разрешила «СМП банку» Ротенбергов купить 50% «Акваники» Геннадия Тимченко

21.06.2017, Mergers.ru

По данным газеты «Ведомости», 25 мая 2017 года «СМП банк» братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов подал ходатайство на приобретение доли в производителе безалкогольных напитков «Акваника» (последний принадлежит «Волга групп» Геннадия Тимченко), сообщала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.

По словам человека, близкого к одной из сторон переговоров, по состоянию на конец мая 2017 года проходили переговоры между сторонами, «СМП банк» был заинтересован в инвестициях в «Акванику».

В то время речь шла о «значительном пакете», знал он. Но его размер он не называл. Контроль за компанией, по его данным, должен был остаться у «Волга групп».

Переговоры идут, подтверждал в конце мая другой источник, близкий к одной из сторон: «Но пока не определены конкретные параметры возможной сделки».

15 июня 2017 года Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) одобрила ходатайство банка «Северный морской путь» о покупке 49,99% долей в ООО «Акваника».

Нижегородская «Акваника» принадлежит «Волга груп» бизнесмена Геннадия Тимченко, по данным ЕГРЮЛ на 10 мая 2017 г. «Волга груп» «объединяет инвестиции в компании, работающие в области энергетики, транспорта, финансов, в потребительском секторе и в сфере недвижимости», сказано на ее сайте.

«Акваника» с 2014 г. находится в санкционном списке США в отношении физических и юридических лиц после включения украинского Крыма в состав России; в таком же списке и «СМП банк».

Компания Тимченко инвестировала в производство напитков в 2011 г. около 4 млрд руб. Проектная мощность – до 500 млн л в год. Компания выпускает бутилированную воду Aquanika, соки Mugo, безалкогольные напитки «Министерство газировки»; летом 2016 г. компания также начала розлив кваса под брендом «Иванов квас».

Сейчас, по оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, стоимость всего бизнеса «Акваники» не превышает 1,5 млрд руб. Компания убыточна, поясняет он.

Выручка ООО «Акваника», по данным «СПАРК-Интерфакса», за 2015 г. упала на 22,7% до 598,9 млн руб., чистый убыток при этом сократился до 769 млн руб. с 1,7 млрд руб. годом ранее, в основном благодаря резкому сокращению прочих расходов.

«Акваника» вложила колоссальные средства в завод, но продажи пока идут плохо, ее бренды слабо представлены в торговых сетях, знает топ-менеджер компании-конкурента.

Чтобы раскрутиться в категории воды и напитков, надо было запустить агрессивную рекламную кампанию, но этого сделано не было, что говорит о неверной маркетинговой стратегии, рассуждает он. По его мнению, стоимость компании можно оценить по цене подержанного оборудования – $20–30 млн.

Доля «Акваники» на рынке невелика. По питьевой, минеральной воде и безалкогольным напиткам она находится в пределах 1–5%, говорит президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров.

Владелец «Волга груп» Геннадий Тимченко в 2014 г. рассказал о том, как получил «Акванику»:

«Мой знакомый параллельно занимался несколькими проектами и в итоге попал на крупную сумму, потерял большие деньги. А я помогал ему финансами. В какой-то момент товарищ сказал: «Извини, не могу расплатиться. Хочешь – забирай бизнес».

Так неожиданно для себя я стал производителем воды. Но тема мне близка, это же вопрос продовольственной безопасности страны».

Комментарий
В целом рынок безалкогольных напитков сокращается в последние два года, так как эта продукция не относится к товарам первой необходимости, отмечает президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров: в 2015 г. рынок сократился на 10–15% в зависимости от сегмента, по итогам 2016 г. также было падение, хотя и меньшее.