ФАС не разрешила авиакомпании "Таймыр" (бренд NordStar) приобрести 47,8% уставного капитала авиаперевозчика "Нордавиа", говорится в сообщении ведомства. Обе компании входят в структуру ГМК "Норильский никель".
В ФАС считают, что сделка "может ограничить конкуренцию" и "усилить доминирующее положение" покупателя на рынке, в том числе на маршрутах, где работают оба перевозчика,— между Нарьян-Маром, Архангельском и Мурманском. В ФАС подчеркнули, что ГМК также владеет аэропортом Норильска, поэтому служба против совмещения деятельности по оказанию аэропортовых услуг в "сфере естественных монополий" и конкурентного сектора авиаперевозок.
В ГМК пояснили "Ъ", что сделка планировалась "в рамках оптимизации структуры управления", которую "Норникель" проводит и в отношении других дочерних компаний, но не стали уточнять, каковы будут дальнейшие шаги.
Авиакомпания "Таймыр" создана в 2008 году, у "Норникеля" 76,1% акций. Парк состоит из девяти Boeing 737-800, одного Boeing 737-300 и пяти ATR-42-500. В 2014 году перевезла 1,1 млн пассажиров и 6,1 тыс. тонн грузов.
По данным "СПАРК-Интерфакс", ЗАО "Нордавиа — региональные авиалинии" владеют принадлежащая ГМК Кольская теплоснабжающая компания (47,8% акций), Irish Aircraft Leasing Corporation (25%) и Norilsk Nickel Logistics (24% бумаг). Парк авиакомпании — девять Boeing 737-500, пассажиропоток в 2014 году — 763,2 тыс. человек
"Норникель" не первый год пытается оптимизировать свой авиабизнес. Первоначально предполагалось слияние "Таймыра" и "Нордавиа" под единым брендом, но в сентябре 2013 года была принята новая стратегия "Норникеля", учитывающая выход из низкодоходных и непрофильных бизнесов, к которым отнесли и две авиакомпании.
По данным "Ъ", возможным покупателем авиационных активов "Норникеля" должны были стать структуры, близкие к Внуковскому авиационному заводу. Интерес к активу был вызван тем, что "Нордавиа" владеет 100% предприятия по техобслуживанию самолетов "Норд-Текник". Но, по словам источников "Ъ", знакомых с ситуацией, ГМК пока не удалось договориться с покупателем, и тогда "Норникель" решил укрепить позиции на авиационном рынке северо-запада страны.
Сейчас доля "Таймыра" в перевозках в этом регионе превышает 50%. При этом другая крупная авиакомпания, работающая в регионе,— "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") начала уступать здесь свои позиции, сосредоточившись на подвозе пассажиров в Москву из регионов для "Аэрофлота", отмечают собеседники "Ъ". Но в "Аэрофлоте" "Ъ" пояснили, что ослабление позиций может быть связано с приостановкой эксплуатации Ан-148 и Boeing 767, что является "временной и антикризисной мерой".