Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
111 996,86  (-4 945,34%)
3 826,82  (-186,26%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds

ФАС запретила АНК «Башнефть» покупать операторов АЗС в Челябинской и Оренбургской областях

06.09.2016, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», у «Башнефти» возникли трудности с расширением розничного бизнеса на Урале.

ФАС России в течение августа отклонила несколько ходатайств «Башнефть-розницы» о покупке топливных операторов в Челябинской и Оренбургской областях.

28 августа «Башнефти» было отказано в приобретении 100% уставного капитала челябинского ООО «АЗС регион» и получении в пользование основных средств этой компании, соразмерных 100% балансовой стоимости ее активов. Стоимость активов не уточняется, равно как и другие подробности готовившейся сделки.

«АЗС регион» (бывшее ООО «Регион»), по данным Kartoteka.ru, принадлежит Марии и Татьяне Гугановым и челябинскому предпринимателю Олегу Рахмангулову. Компания несколько лет работала по договору франшизы с «Башнефтью». По информации официального сайта «АЗС регион» на 2013 год, ей принадлежит около 60 заправок в области и шесть в Башкирии.

ФАС отказала в согласовании сделки по поглощению сети, отметив, что покупка челябинского оператора привела бы к доминированию «Башнефти» на рынке дизтоплива и бензинов в отдельных муниципалитетах области, например в Миассе. В Челябинской области «Башнефти» принадлежат уже более 60 АЗС.

19 августа ФАС отказалась согласовать сделку по покупке «Башнефть-розницей» операторов, владеющих девятью АЗС в Оренбургской области. Активы планировалось приобрести у двух индивидуальных предпринимателей, имена которых не раскрываются, а также у ООО «Деловые инвестиции» (принадлежит Егору Кочеткову).

ФАС наложила запрет на эти сделки, отметив, что усиление позиций «Башнефти» приведет к ограничению конкуренции на розничном рынке Оренбурга, Оренбургского района, Бугуруслана и Бугурусланского района. В Оренбургской области, по данным открытых источников, «Башнефти» принадлежат около 90 АЗС.

 Вся розничная сеть «Башнефти» на конец июня состояла из 572 собственных и 120 партнерских АЗС. Стратегия развития АНК предусматривает расширение розницы компании к 2020 году до 1 тыс. собственных АЗС.

Вице-президент «Башнефти» по переработке и коммерции Денис Станкевич в мае сообщал, что до конца года компания планирует закрыть несколько сделок по покупке небольших региональных сетей, владеющих по 10–20 АЗС.

В конце мая «Башнефть-розница» согласовала в ФАС планы покупки трех АЗС в Свердловской области у ООО «Нефтеснаб-Урал» и ООО «Котарэнергосервис», в июне и июле — саратовских операторов ООО «Благострой» и «Юматэк».

 

 

Комментарий

По прогнозам юристов, оспаривать решения ФАС в «Башнефти» не будут, но у компании есть перспективы покупки розничных активов частями.

«Перспектива успешного оспаривания в суде отказа Федеральной антимонопольной службы в даче согласия на совершение сделки довольно сомнительна,— отмечает управляющий партнер группы правовых компаний „Интеллект-С“ Евгений Шестаков.

— Арбитражный суд вряд ли поставит под сомнение вывод о том, что сделки по покупке новых операторов будут иметь экономические последствия в виде ограничения конкуренции.

Однако компания может попытаться купить только часть активов топливных операторов — не больше 20% от их балансовой стоимости. Согласие ФАС на это не требуется».

Правда, с покупкой оставшихся заправок у этих операторов снова могут возникнуть проблемы, отмечает эксперт: «Это уже будут взаимосвязанные сделки, а на их совершение вновь требуется согласие антимонопольной службы».