По данным газеты «Коммерсант», транспортная группа FESCO (входит в группу «Сумма» арестованного в конце марта Зиявудина Магомедова) закрыла сделку по приобретению 25% минус одной акции железнодорожного оператора «Русская тройка». Пакет выкуплен у близкого ОАО РЖД НПФ «Благосостояние», сумма сделки не раскрывается.
Источник, знакомый с подготовкой сделки, говорит, что FESCO для покупки использовала собственные средства, вырученные от продажи непрофильных активов.
Ранее, в 2016 году FESCO сообщала, что стремится увеличивать долю на рынке железнодорожных контейнерных перевозок за счет наращивания парка фитинговых платформ, а прочий подвижной состав (за исключением крытых вагонов) как непрофильный в ближайшие годы будет либо сдаваться в аренду, либо обмениваться на фитинговые платформы.
По данным «Infoline-Аналитики», в собственности «Русской тройки» 1,6 тыс. фитинговых платформ, которые находятся в управлении ТК «Трансгарант», входящей в FESCO. По СПАРКу, выручка «Русской тройки» в 2016 году составила 906 млн. руб., чистая прибыль 23 млн. руб.
По итогам закрытия сделки FESCO владеет 75% минус одной акцией оператора. В группе напоминают, что заинтересованы в консолидации 100% «Русской тройки», «так как это отвечает стратегии развития ключевого сегмента бизнеса — контейнерных перевозок, а также позволит повысить эффективность управления активами за счет использования платформ оператора напрямую в наших сервисах».
Блокпакет железнодорожного оператора сейчас в собственности ОАО РЖД. В январе ФАС одобрила ходатайство головной компании группы FESCO — ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП) на покупку еще 50% голосующих акций «Русской тройки».
Как сообщают в FESCO, планы по покупке пакета ОАО РЖД «неизменны». «Мы будем смотреть на итоги аукциона монополии и финальную стоимость, за которую они будут готовы продать свой пакет. В аукционе мы не участвуем, у нас есть преимущественное право на приобретение пакета»,— поясняют в компании.
В феврале корпоративное издание ОАО РЖД сообщало, что монополия планирует продать свою долю в железнодорожном операторе как в «непрофильном активе». При этом издание не исключало, что закрытие сделки может растянуться до марта 2019 года. Сейчас в ОАО РЖД отказались от комментариев.
При этом FESCO испытывает проблемы с исполнением обязательств по ценным бумагам с весны 2016 года. Наиболее существенную часть проблем — с техдефолтом по евробондам на $655 млн. — ДВМП решило в конце 2017 года, рефинансировав долг с помощью кредита ВТБ на $680 млн.
Также группа допустила дефолт по рублевым облигациям БО-01 и БО-02. Как сообщал в середине апреля глава FESCO Александр Исурин, группа планирует выплатить купоны и погасить бонды БО-01 до середины года.
В начале двадцатых числе апреля 2018 года Промсвязьбанк сообщал о намерении обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании ДВМП банкротом в связи с наличием у него признаков несостоятельности.
Но, как подчеркивали в компании, банк не является держателем облигаций ДВМП, в связи с чем инициатива о подаче заявления «не имеет под собой правовых оснований». Ранее иском о банкротстве в связи с дефолтом по БО-02 грозило ДВМП УК «Арсагера».
В FESCO отмечали, что заявления УК о несостоятельности ДВМП «носят провокационный характер», так как объем чистых активов ДВМП составляет 17,9 млрд. руб., что несопоставимо с объемом претензий «Арсагеры» в 2,7 млн. руб.