По данным газеты «РБК daily», вторая попытка российского «Трансмашхолдинг» купить завод «Лугансктепловоз» может оказаться неудачной. Хотя компания выиграла приватизационный конкурс и даже договорилась с правительством Украины об оплате этой сделки путем взаимозачета, Фонд госимущества Украины (ФГИУ) настаивает, чтобы россияне еще раз заплатили за предприятие.
1 сентября 2010 года ФГИУ направил письмо в адрес Брянского машиностроительного завода (БМЗ, входит в «Трансмашхолдинг») с предложением расторгнуть соглашение купли-продажи «Лугансктепловоза». «30 августа — это был последний день, когда должен был состояться расчет по «Лугансктепловозу», и деньги на счета ФГИУ не поступили», — заявил представитель фонда Александр Рябченко. Кроме того, за заминку с оплатой российскому холдингу был предъявлен штраф в размере 20% от суммы покупки (82 млн гривен) плюс пеня на 2 млн гривен. «То есть сумма, которую они сегодня нам должны, составляет 494 млн гривен», — резюмировал представитель ФГИУ.
Фонд госимущества дал «Трансмашу» 20 дней на размышление, после этого, если компания так и не заплатит, ФГИУ в судебном порядке разорвет договор купли-продажи. В «Трансмашхолдинге» пока не комментируют эту ситуацию и выражают надежду, что ФГИУ все-таки согласится на взаимозачет.
Дело в том, что в 2007 году «Трансмашхолдинг» уже выигрывал аналогичный конкурс. Хотя позже суд отменил приватизацию «Лугансктепловоза», деньги покупателю не были возвращены. На взаимозачете настаивает и кабинет министров Украины, который в конце июля согласовал его детали с покупателем.
Но ФГИУ, настаивая на том, что деньги «Трансмашхолдингу» за первую сделку должны быть возвращены после завершения второй покупки, оспорил решение Киевского хозяйственного суда от 1 апреля 2010 года, обязывающего фонд расплатиться с россиянами до ее завершения. Таким образом, распоряжение кабинета министров не может быть выполнено.
Открытое акционерное общество «Холдинговая компания «Лугансктепловоз» - крупнейшее предприятие Украины, специализирующееся на выпуске магистральных грузовых тепловозов, электропоездов постоянного и переменного тока, дизель-поездов с локомотивной тягой. За последние несколько десятков лет создано и построено более 40 типов и модификаций маневровых, грузовых магистральных и пассажирских тепловозов мощностью от 1 471 до 4 411 кВт в секции. Всего предприятием произведено и поставлено более 44 000 тепловозов, в т. ч. более 4 000 локомотивов мощностью от 1 020 до 2 941 кВт в 11 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
19 мая 1995 года Президент Украины издал Указ «О создании Государственной холдинговой компании «Лугансктепловоз», а 3 октября Луганский горисполком провел ее государственную регистрацию. Начался новый этап в трудовой биографии многотысячного коллектива тепловозостроителей. В период с 1997 по 2003 годы ОАО «ХК «Лугансктепловоз» были созданы новые виды подвижного состава для железных дорог.
«Поскольку решение суда так и не вступило в законную силу, у БМЗ так и не появилось оснований для взаимозачета», — говорит юрист аналитического агентства «Инвесткафе» Олег Малкин. По его словам, у «Трансмаша» в данной ситуации нет иного выхода, кроме как еще раз заплатить ФГИУ деньги.