Финская Oriola-KD, которой в России принадлежали дистрибутор «Ориола», аптечные сети «03» и «Старый лекарь», оценила убыток российского бизнеса в 258,8 млн евро. Об этом компания сообщила при объявлении финансовых результатов за 2014 г.
В частности, 111,1 млн евро составил убыток от операционной деятельности компании, увеличившись за год почти в 10 раз; остальные 147,7 млн евро — убыток от переоценки актива и курсовых разниц.
Oriola-KD приобрела по 75% в «Старом лекаре» и фармдистрибуторе «Морон» за 70-90 млн евро в апреле 2008 г., спустя почти два года докупила оставшиеся 25% в обеих компаниях уже за 65 млн евро.
Интерес к российскому рынку обусловлен быстрыми темпами роста, говорил тогда вице-президент по коммуникациям Oriola-KD Пеллерво Хямяляйнен. Пять лет до 2009 г. российский фармрынок рос в среднем на 27% в год, писал в отчете за 2010 г. «Фармстандарт». В 2009 г. совокупная выручка «Морона» и «Старого лекаря» составила 480,7 млн евро, указывала тогда Oriola-KD.
С 2010 г. российский фармрынок стал расти медленнее, чем прогнозировала Oriola-KD: госрегулирование цен (с 1 апреля 2010 г. государство регулирует цены на жизненно важные препараты) привело к жесткой конкуренции, в результате чистые продажи компании в рублях по итогам года увеличились на 9% против 40% годом ранее, писала Oriola-KD в отчете за 2010 г. Операционная прибыль за тот же период упала в 5 раз до 9,8 млн евро из-за «очень сложного рынка России», цитировала Oriola-KD своего президента Ээро Хаутаниеми.
В последующие годы дела у российского подразделения Oriola-KD стали идти только хуже: несмотря на рост продаж, компания в России продолжала оставаться убыточной. Спустя два года — в ноябре 2013 г. — финская компания сообщила об отставке Хенри Фогелса, бывшего гендиректора «Ориолы» и вице-президента Oriola-KD. «Производительность нашего оптового фармацевтического бизнеса в России была, бесспорно, неудовлетворительной», — цитировала компания Хаутаниеми.
Назначение нового гендиректора было одной из мер для повышения прибыльности и эффективности, но она не помогла: в июне 2014 г. Oriola-KD признала обесценение оптового подразделения в России на 74 млн евро. Причина тому — пересмотр бизнес-плана.
Прежде компания прогнозировала рост чистых продаж ее оптового подразделения в ближайшие 10 лет в среднем на 8,4%, операционная прибыль в среднем должна была составить 0,8%, а ставка дисконтирования — 10,1%. В новом бизнес-плане эти цифры снизились до 5 и 0,2% соответственно, а ставка дисконтирования, учитывающая страновой, отраслевой и другие риски, напротив, выросла до 11,8%.
В итоге осенью прошлого года Oriola-KD приняла решение продать свой российский бизнес, а 8 декабря закрыла сделку по его продаже российской аптечной сети «36,6» за 56,4 млн евро, следует из отчета Oriola-KD. Решение о продаже компания принимала, руководствуясь оценками перспектив развития российского фармацевтического рынка, конкурентной среды, а также перспектив доходности российского бизнеса, указывает финская компания.
В оптовом сегменте доходность всегда была невелика, но даже компании второго эшелона работают с ней и никто не ушел с рынка, рассуждает топ-менеджер одной из компаний, работающих на российском фармрынке. Розничный бизнес в основном не приносит дохода, но у аптек «Старого лекаря» была хорошая локация и хорошие перспективы, отмечает он.