У «РВМ Капитал» Сергея Орлова, бывшего советника экс-президента ОАО РЖД Владимира Якунина, появился новый проект. Фонд под управлением компании стал совладельцем структуры, которая ведет строительство железнодорожного терминала в Забайкалье для поставок в Китай до 8 млн тонн зерна в год. С учетом текущего экспорта пшеницы из РФ в КНР на уровне 60 тыс. тонн в сезон проект может быть избыточен, отмечает "Коммерсант".
О том, что фонд под управлением УК «РВМ Капитал» Сергея Орлова, бывшего советника экс-президента ОАО РЖД Владимира Якунина, вошел в проект строительства зернового терминала в Забайкалье, стало известно из данных ЕГРЮЛ. В июле ЗПИФ «РВМ Коммерческая недвижимость» стал владельцем 32% ООО «НСЗК», которое выступает основным собственником ООО «Забайкальский зерновой терминал» (ЗТТ). Владельцем ЗПИФа, по данным Росстата в «СПАРК-Интерфакс», выступает сама УК «РВМ Капитал».
Федеральная антимонопольная служба в конце июля также получила ходатайство УК о приобретении еще 17% НСЗК. Владельцем этой доли сейчас значится ООО «Ремвагонсервис» Станислава Гончарова. Остальное принадлежит ООО «Гос-групп», которое через ООО «Фортиген» контролируют Елена и Тигран Овсепян.
ЗЗТ реализует проект строительства железнодорожного зернового терминала на ТОР «Забайкалье» Забайкальск—Маньчжурия. Мощность единовременного хранения — до 80 тыс. тонн зерна. Грузооборот на первом этапе — до 4 млн тонн в год, а после выхода на плановую мощность — до 8 млн тонн. Инвестиции в проект ранее оценивались в 8,9 млрд руб. В Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ) уточнили, что по проекту выполнены проектно-изыскательские работы, а в связи с пандемией COVID-19 начало строительства перенесено на третий квартал 2020 года. Но из-за временной невозможности доставить на площадку иностранных работников срок может еще сдвинуться. Ввод терминала в эксплуатацию намечен на второй квартал 2022 года, заявили в КРДВ.
«РВМ Капитал» занимается прямыми инвестициями, вложениями в недвижимость, проектами в сфере государственно-частного партнерства и пр. В числе проектов на разных стадиях — «Трансмашхолдинг», «Мостотрест», «Балтийский контейнерный терминал» и пр., следует из сайта компании. Портфель недвижимости — более 200 тыс. кв. м, стоимость чистых активов фондов — 47 млрд руб. Управляющий директор Peregrine Capital Дмитрий Габышев говорит, что портфельные инвесторы обычно вкладываются в инфраструктурные проекты в РФ на срок 10–15 лет, а выходят через продажу доли стратегу. В «РВМ Капитал» и ЗЗТ на вопросы “Ъ” не ответили. Гендиректор «Ремвагонсервиса» Дмитрий Агафонов оказался от комментариев. Связаться с Еленой и Тиграном Овсепян не удалось.
Руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский считает, что проект ЗЗТ может быть востребованным. Даже без терминала на российской стороне в прошлом сезоне в Китай из Сибири по железной дороге было отправлено около 58 тыс. зерна, а вместе с масличными культурами — примерно 145 тыс. тонн, отмечает он. Но, предупреждает аналитик, для доставки зерна в Забайкалье груз требуется перевезти на 3–4 тыс. км, что требует серьезных расходов, потому для загрузки терминала могут потребоваться тарифные преференции. В целом, по оценкам господина Павенского, в первые годы через ЗЗТ может проходить несколько сот тысяч тонн ежегодно.
Но директор «Совэкона» Андрей Сизов отмечает, что Китай в основном закупает сорго и кукурузу, которые в Сибири не растут, а текущих поставок зерна в Китай вполне можно использовать и имеющиеся в Сибири элеваторы, в том числе стоящие прямо на железной дороге. Тем более что в этом регионе есть избыток элеваторных мощностей, указывает он. Кроме того, добавляет эксперт, экспорт в основные регионы потребления зерна в КНР вполне может идти через порты Черного моря — так, например, отгружает в страну кукурузу Украина.