По данным газеты «Ведомости», фонд управляющей компании Fort Ross Ventures получит долю в сервисе Instamart, доставляющем продукты из магазинов. Соинвестор фонда – Сбербанк.
Для сделки доля первого заместителя председателя правления Сбербанка Льва Хасиса в Instamart конвертируется в долю в фонде под управлением Fort Ross Ventures – SBT Venture Fund II. Об этом «Ведомостям» сообщили представители фонда, Хасиса и Instamart. В результате сделки Хасис стал одним из инвесторов фонда, а SBT Venture Fund II – акционером в Instamart.
Instamart в 2013 г. создали бывшие аналитики Петр Федченков и Андрей и Дмитрий Жулины. Сервис позволяет заказывать онлайн продукты из магазинов, например Metro Cash & Carry или «Ашана».
Среди инвесторов проекта – основатель Qiwi Сергей Солонин, Mail.ru Group (MRG), бывший президент «Дикси» Илья Якубсон, Gazprom Media Partners и др. За 2018 г. сервис получил заказов на 1 млрд. руб., чистая выручка составила 200 млн. руб.
Сервис, по словам его представителя, зарабатывает на комиссии от ритейлеров, платной доставке покупателю и рекламе от производителей продуктов и товаров повседневного спроса.
Хасис инвестировал в Instamart в начале 2018 г., а затем доинвестировал весной 2019 г. Доля фирмы Хасиса в материнской кипрской компании Instamart на середину июля, по данным реестра этой страны, крупнейшая и составляет 38,6%.
Представитель Fort Ross Ventures отказался раскрыть размер полученной доли, оценку ее стоимости и всей компании. Сделка, говорит он, безденежная, структурирована через конвертацию в долю в фонде.
На вопрос, каким образом фонд избегал возможного конфликта интересов, его представитель сообщил, что цену устанавливали внешние инвесторы: в инвестиционный комитет фонда входят представители инвесторов и управляющей компании и только один представитель Сбербанка. «Решение инвесткомитета об этой сделке было единогласным. Также сделку единогласно одобрил комплаенс-комитет фонда», – перечисляет он.
В июле 2019 г. Сбербанк объявил, что создаст на паритетной основе совместное предприятие с MRG; обязывающее соглашение запланировано на осень 2019 г. Компания должна стать «ведущей российской платформой» для сервисов в сфере еды и транспорта. Ее стоимость, по оценкам будущих владельцев, может превысить 100 млрд. руб.
Из известных сервисов на этой платформе, как ожидается, будет доставка еды Delivery Club и заказ такси «Ситимобил». MRG сообщала, что внесет в СП связанные с ней миноритарные инвестиции и опционы в другие компании этих индустрий. Instamart под такое описание подходит. Представитель Сбербанка говорит, что вхождение Instamart в совместное предприятие банка и MRG «не исключено».
По словам человека, близкого к Сбербанку, последнему интересна доставка товаров, ведь это динамично растущий сегмент рынка электронной торговли, а Instamart – один из лидеров. «Но Сбербанк не мог включать компанию в периметр своей экосистемы, пока одним из ее основных акционеров и бенефициаров был Лев Хасис. Нужно было сначала устранить конфликт интересов», – рассуждает собеседник «Ведомостей».
Сейчас крупнейший специализированный сервис доставки продуктов из офлайн-магазинов, по данным Infoline за 2018 г., – это петербургский iGooods. Управляющий этого сервиса Григорий Кунис полагает, что возможный вход Instamart в экосистему Сбербанка будет позитивен и для рынка, и для Instamart:
«Он получит инвестора с большими ресурсами, в том числе возможности для продвижения внутри экосистемы Сбербанка, – это может ускорить переход потребителей к модели покупок продуктов с доставкой».
Но есть риск, опасается Кунис, что, став частью большой сделки Сбербанка и MRG, Instamart потеряет самостоятельность. «Рынок очень быстро растет, и пока единственные ограничения – наши собственные возможности, поэтому я не жду, что сделка серьезно повлияет на нас и другие сервисы», – рассуждает он.
Для Fort Ross Ventures инвестиция в Instamart позволит побороться за очень перспективный рынок с огромным потенциалом, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас в давно работающих гипермаркетах службы доставки могут приносить 7–8% оборота, оценивает эксперт.
Оборот всех гипермаркетов в России – 1,8 трлн. руб. и на горизонте пяти лет на сервисы доставки может приходиться уже до 7% этого рынка, т. е. 120 млрд. руб. в год, – и это без учета других форматов торговли (супермаркеты, магазины у дома и др.), оценивает эксперт.