Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
87
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 940,78  (-24,88%)
1 156,50  (-6,27%)
6 411,37  (-37,77%)
113 851,53  (+398,64%)
4 298,59  (+144,11%)
65,79  (-0,81%)
Источник Investfunds

Фонд с инвестициями от Сбербанка стал акционером Instamart вместо Льва Хасиса

13.08.2019, Mergers.ru

По данным газеты «Ведомости», фонд управляющей компании Fort Ross Ventures получит долю в сервисе Instamart, доставляющем продукты из магазинов. Соинвестор фонда – Сбербанк.

Для сделки доля первого заместителя председателя правления Сбербанка Льва Хасиса в Instamart конвертируется в долю в фонде под управлением Fort Ross Ventures – SBT Venture Fund II. Об этом «Ведомостям» сообщили представители фонда, Хасиса и Instamart. В результате сделки Хасис стал одним из инвесторов фонда, а SBT Venture Fund II – акционером в Instamart.

Instamart в 2013 г. создали бывшие аналитики Петр Федченков и Андрей и Дмитрий Жулины. Сервис позволяет заказывать онлайн продукты из магазинов, например Metro Cash & Carry или «Ашана».

Среди инвесторов проекта – основатель Qiwi Сергей Солонин, Mail.ru Group (MRG), бывший президент «Дикси» Илья Якубсон, Gazprom Media Partners и др. За 2018 г. сервис получил заказов на 1 млрд. руб., чистая выручка составила 200 млн. руб.

Сервис, по словам его представителя, зарабатывает на комиссии от ритейлеров, платной доставке покупателю и рекламе от производителей продуктов и товаров повседневного спроса.

Хасис инвестировал в Instamart в начале 2018 г., а затем доинвестировал весной 2019 г. Доля фирмы Хасиса в материнской кипрской компании Instamart на середину июля, по данным реестра этой страны, крупнейшая и составляет 38,6%.

Представитель Fort Ross Ventures отказался раскрыть размер полученной доли, оценку ее стоимости и всей компании. Сделка, говорит он, безденежная, структурирована через конвертацию в долю в фонде.

На вопрос, каким образом фонд избегал возможного конфликта интересов, его представитель сообщил, что цену устанавливали внешние инвесторы: в инвестиционный комитет фонда входят представители инвесторов и управляющей компании и только один представитель Сбербанка. «Решение инвесткомитета об этой сделке было единогласным. Также сделку единогласно одобрил комплаенс-комитет фонда», – перечисляет он.

В июле 2019 г. Сбербанк объявил, что создаст на паритетной основе совместное предприятие с MRG; обязывающее соглашение запланировано на осень 2019 г. Компания должна стать «ведущей российской платформой» для сервисов в сфере еды и транспорта. Ее стоимость, по оценкам будущих владельцев, может превысить 100 млрд. руб.

Из известных сервисов на этой платформе, как ожидается, будет доставка еды Delivery Club и заказ такси «Ситимобил». MRG сообщала, что внесет в СП связанные с ней миноритарные инвестиции и опционы в другие компании этих индустрий. Instamart под такое описание подходит. Представитель Сбербанка говорит, что вхождение Instamart в совместное предприятие банка и MRG «не исключено».

По словам человека, близкого к Сбербанку, последнему интересна доставка товаров, ведь это динамично растущий сегмент рынка электронной торговли, а Instamart – один из лидеров. «Но Сбербанк не мог включать компанию в периметр своей экосистемы, пока одним из ее основных акционеров и бенефициаров был Лев Хасис. Нужно было сначала устранить конфликт интересов», – рассуждает собеседник «Ведомостей».

Комментарий
Для Instamart партнерство со Сбербанком открывает «доступ ко всей экосистеме сервисов и создает интересные перспективы для их интеграции», считает Федченков: «Синергия со Сбербанком предоставляет Instamart уникальную возможность стать лидером доставки продуктов уже в 2020 г.».

Сейчас крупнейший специализированный сервис доставки продуктов из офлайн-магазинов, по данным Infoline за 2018 г., – это петербургский iGooods. Управляющий этого сервиса Григорий Кунис полагает, что возможный вход Instamart в экосистему Сбербанка будет позитивен и для рынка, и для Instamart:

«Он получит инвестора с большими ресурсами, в том числе возможности для продвижения внутри экосистемы Сбербанка, – это может ускорить переход потребителей к модели покупок продуктов с доставкой».

Но есть риск, опасается Кунис, что, став частью большой сделки Сбербанка и MRG, Instamart потеряет самостоятельность. «Рынок очень быстро растет, и пока единственные ограничения – наши собственные возможности, поэтому я не жду, что сделка серьезно повлияет на нас и другие сервисы», – рассуждает он.

Для Fort Ross Ventures инвестиция в Instamart позволит побороться за очень перспективный рынок с огромным потенциалом, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас в давно работающих гипермаркетах службы доставки могут приносить 7–8% оборота, оценивает эксперт.

Оборот всех гипермаркетов в России – 1,8 трлн. руб. и на горизонте пяти лет на сервисы доставки может приходиться уже до 7% этого рынка, т. е. 120 млрд. руб. в год, – и это без учета других форматов торговли (супермаркеты, магазины у дома и др.), оценивает эксперт.