«Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) вновь перенес продажу аэропорта Кневичи во Владивостоке, запланированную по окончании саммита АТЭС. В МАШ планируют дождаться «развития и роста стоимости» актива. В этом случае аэропорт будет оцениваться по его рентабельности, а не по себестоимости строительства. В то же время хозяева аэропорта Хабаровска, владеющие долей в Кневичах, в партнерстве с ВЭБом активизировали проект создания Дальневосточного аэропортового межрегионального холдинга. В результате формат продажи Кневичей может измениться.
Впервые о продаже Кневичей стало известно летом 2011 года. Тогда МАШ подготовил условия конкурса по выбору управляющей компании для аэропорта путем продажи контрольных пакетов компаний, владеющих инфраструктурой и терминалами в аэропорту. МАШ принадлежит 52,16% акций ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (МАВ) и 74,99% акций ЗАО «Терминал Владивосток» (ТВ), созданного для строительства нового терминала. МАВ владеет инфраструктурой и действующими терминалами.
Интерес к аэропорту Владивостока подтверждали «Базэл» Олега Дерипаски и «Ренова» Виктора Вексельберга. Но весной в МАШ заявили, что ВЭБ, вложивший совместно с Шереметьево в строительство нового терминала во Владивостоке около $200 млн, посчитал целесообразным «привлечь управляющую компанию после саммита».
Теперь ключевую роль в развитии аэропорта должен сыграть режим «открытого неба», введенный по решению Минтранса в аэропорту в ноябре 2011 года. Тогда были сняты ограничения на транзитные полеты иностранных авиакомпаний через Кневичи. В результате привлечь потенциального покупателя должен рост транзитного пассажиропотока.
Кроме того, в ходе саммита было объявлено об активизации проекта по созданию Дальневосточного аэропортового межрегионального холдинга. Фонд развития Дальнего Востока и Забайкалья (дочерняя структура ВЭБа) и ОАО «Хабаровский аэропорт» подписали соглашение о сотрудничестве. В его рамках будет создана управляющая компания, которая займется реализацией проекта. В состав холдинга войдут основные аэропорты ДФО.
Вхождение в холдинг наиболее интересно аэропортам, состояние которых требует модернизации и привлечения инвестиций и в этом смысле для аэропорта Владивостока это столь привлекательно. Но если Кневичи будут включены в холдинг, частным инвесторам придется долго ждать его продажи — завершение первого этапа создания холдинга намечено только на 2020 год.
Международный аэропорт Владивосток, расположен в 44 км к северу от города Владивостока, с которым связан автомобильным и пассажирским железнодорожным сообщением. В аэропорте базируется авиакомпания «Владивосток Авиа».
В настоящее время на территории аэропорта проводится масштабное строительство: строится пассажирский терминал с пропускной способностью до 1360 пассажиров в пиковые часы (порядка 5 млн в год), топливо-заправочный комплекс, попутно модернизируется вся техническая инфраструктура аэродрома. Новый терминал аэропорта Владивосток будет сдан в эксплуатацию в июле 2012 года.
Добраться до аэропорта можно междугородными автобусами, такси. В аэропорту работает официальный перевозчик, предоставляющий услугу «встреча/проводы» по фиксированным тарифам. К саммиту АТЭС 2012 года был запущен Аэроэкспресс.
В аэропорте имеются два пассажирских и один грузовой терминалы. Имеется также два аэродрома.
Кневичи — для самолётов местных и дальних авиалиний. Имеются две взлётно-посадочные полосы с искусственным покрытием: одна длиной 3500 м и шириной 60 м, прочность покрытия PCN 52/R/B/X/T (смешанная), вторая длиной 3500 м и шириной 60 м, прочность покрытия PCN 54/R/B/X/T. Принимаемые воздушные суда: все типы.
Озёрные ключи — для самолётов и вертолётов местных авиалиний. Имеет две взлётно-посадочные полосы с искусственным покрытием шириной по 21 м каждая и длиной 1000 м и 600 м. В настоящее время регулярные рейсы не выполняются, аэродром используется военными.
В перспективные планы развития международного аэропорта Владивосток входит масштабная подготовка авиапредприятия к форуму АТЭС 2012 года. Аэродром Кневичи после реконструкции будет соответствовать 2 категории ICAO. Также в планах строительство гостиничного комплекса на 300—500 человек, который будет находиться в структуре международного аэропорта Владивосток. В перспективе модернизация аэропорта Владивосток позволит создать на его базе крупный международный авиа-хаб. Удачное географическое положение аэропорта на пути следования самолетов из Юго-Восточной Азии в Америку и Европу позволит значительно увеличить существующий пассажирский и грузопоток.
В 2009 году для подготовки аэропорта к саммиту АТЭС 2012 года было заключено соглашение между ЗАО «Терминал Владивосток» (дочернее общество ОАО «Международный аэропорт Шереметьево») и Внешэкономбанком о предоставлении ВЭБом кредитной линии в размере 3,6 млрд рублей и сроком на 15 лет. В результате реконструкции площадь пассажирского терминала увеличится до 55 тысяч квадратных метров, а объем пассажиропотока возрастет до 3,5 млн в год.
Пассажиропоток аэропорта в 2007 году составил 924 тысячи человек, в 2008 году — 1 003 718 человек. Количество перевезенных пассажиров в 2010 году впервые составило 1 млн 263 тыс. человек. Из них: на внутренних авиалиниях воспользовались 1 млн 27 тыс. пассажиров, 236 тыс. — на международных. Количество перевезенных пассажиров в 2011 году впервые составило 1 млн 457 тыс. человек. Из них: на внутренних авиалиниях воспользовались 1 млн 130 тыс. пассажиров, 327 тыс. — на международных.