Французская парфюмерно-косметическая компания L’Occitane выкупила долю в российском подразделении «Л’Окситан рус» у своего партнера Антона Любимова, указано в отчетности компании за 2015 финансовый год.
У Любимова был опцион на продажу 49%, который был исполнен за 41,3 млн евро, следует из документа. Еще в марте 2013 г. его пакет оценивался в 17,4 млн; причина изменения оценки – рост стоимости нематериальных активов, указано в нем.
О выкупе доли L’Occitane договорилась с Любимовым, который был основателем и бессменным гендиректором «Л’Окситан рус», еще в 2007 г., когда купила у него 51%, сообщала компания ранее.
В L’Occitane на запрос «Ведомостей» не ответили, связаться с Любимовым не удалось: после закрытия сделки в «Л’Окситан рус» сменился гендиректор.
Опцион был исполнен в апреле 2014 г., а оценка компании проходила скорее всего по РСБУ за 2013 г. или результатам 2014 финансового года (заканчивается у компании 31 марта. – «Ведомости»), значит, сделка заключена по верхней границе цены, рассуждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
На тот момент 41,3 млн евро – это примерно 6 EBITDA компании, вполне адекватная стоимость, полагает Бурмистров и напоминает, что в тот период еще не состоялся значительный курсовой скачок. Если бы компанию оценивали в текущих условиях, при убытке, который скорее всего образовался из-за валютных скачков, ее стоимость была бы на уровне 30 млн евро, считает эксперт.
Но даже несмотря на 44 млн руб. чистого убытка в 2014 г. (по данным «СПАРК-Интерфакса»), L’Occitane довольна российскими результатами. Россия наряду с Китаем, Гонконгом и Бразилией входит в число наиболее быстро растущих рынков, пишет компания – без учета курсовых разниц продажи в 2015 финансовом году здесь выросли на 10,4%.
Однако с учетом валютных колебаний выручка в России упала на 14,6% по сравнению с 2014 финансовым годом до 50,4 млн евро.
На бизнес повлияли экономический спад, санкции и стремительное обесценение рубля, особенно в последнем квартале 2015 финансового года, объясняет компания. Чтобы улучшить показатели, компания подняла розничные цены, ускорила маркетинговые действия и улучшила платформу электронной коммерции.
L’Occitane – нишевая марка с высоким уровнем лояльности, рост цен здесь не сильно влияет на покупательскую активность, говорит Бурмистров. Потребители марок высокого ценового сегмента, к которым относится L’Occitane, неохотно переключаются на бюджетные, так что такие марки в кризис страдают меньше, резюмирует он.