Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
113 411,96  (-3 530,24%)
3 847,64  (-165,44%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds

Французские магазины могут стать финскими

23.10.2009, РБК daily

По данным газеты «РБК daily», компания Kesko, несмотря на неудачную попытку приобрести питерскую сеть «Лента», не оставляет попыток вывести на российский рынок свою сеть супермаркетов K-Food. На этот раз финны заинтересовались магазинами уходящей из России Carrefour. Помимо Kesko на площади Carrefour претендуют крупнейшие игроки рынка ритейла — «Лента», «О’Кей», «Ашан» и X5 Retail Group.

Напомним, что в сентябре этого года финский ритейлер, управляющий в России магазинами товаров для ремонта K-Rauta, объявил о планах развития своей продуктовой розницы — K-Food. Сеть должна расширяться как за счет открытия собственных магазинов, так и за счет возможных сделок M&A. По всей видимости, финны предпочли покорять Россию за счет поглощений, на которые компания планирует потратить значительные средства.

В российском активе Carrefour находится всего два магазина в Москве и Краснодаре, а до конца года планируется запустить еще один в Липецке. Общая площадь магазинов составляет около 27,5 тыс. кв. м. Помимо этого в российском портфеле французов находится ряд предварительных соглашений по аренде площадей, в том числе в столичном торговом центре «Ривер Молл». По-видимому, эти соглашения будут разорваны и не войдут в сделку.

О своем решении свернуть бизнес в России после четырех месяцев работы французы сообщили в середине октября 2009 года. Реализуя требования акционеров об уходе с развивающихся рынков, Carrefour продает имеющиеся площади в нашей стране. В то же время прекращать деятельность в других регионах ритейлер не планирует.

Такой шаг компания объяснила «отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что позволило бы Carrefour занять лидирующие позиции в стране. Говоря другими словами, французов разочаровала невозможность захватить российский рынок ритейла в короткий срок. Так, сеть рассматривала несколько вариантов по покупке российских ритейлеров, в том числе контрольного пакета в «Седьмом континенте», однако сделка так и не состоялась. В настоящее время французы пообещали, что магазины под брендом Carrefour будут работать до тех пор, пока не будут найдены на них покупатели.

Финская холдинговая компания Kesko Oyj была основана в 1940 году. Компании принадлежат пищевые предприятия, предприятия по производству сельскохозяйственного оборудования, а также торговые сети по продаже автомобилей и товаров для дома. Входящая в холдинг компания Rautakesko объединяет более 350 магазинов DIY («do it yourself», товары для дома) под марками K-Rauta и Rautia в Скандинавии и Прибалтике. В июле 2005 финская компания примерно за $20 млн. приобрела пять магазинов «Строймастер» в Санкт-Петербурге. С августа 2006 года эти магазины работают под маркой K-Rauta. Общая выручка холдинга в 2005 году — €8,3 млрд. операционная прибыль — €212,5 млн.

Комментарий

На рынке говорят о том, что уходить окончательно Carrefour не собирается. Получить хотя бы небольшую долю рынка торговли в России ритейлер теперь рассчитывает за счет относительно недорогого метода — франчайзинга. Так, компания предлагает отечественным ритейлерам возможность развивать сеть магазинов под брендом Carrefour. Однако большинство участников рынка вполне довольны своими вывесками и не горят желанием их сменить на французский «Перекресток» (в переводе — Carrefour). О своем интересе к совместной работе с французами говорят только в группе компаний «Виктория».