По данным газеты «РБК daily», компания Kesko, несмотря на неудачную попытку приобрести питерскую сеть «Лента», не оставляет попыток вывести на российский рынок свою сеть супермаркетов K-Food. На этот раз финны заинтересовались магазинами уходящей из России Carrefour. Помимо Kesko на площади Carrefour претендуют крупнейшие игроки рынка ритейла — «Лента», «О’Кей», «Ашан» и X5 Retail Group.
Напомним, что в сентябре этого года финский ритейлер, управляющий в России магазинами товаров для ремонта K-Rauta, объявил о планах развития своей продуктовой розницы — K-Food. Сеть должна расширяться как за счет открытия собственных магазинов, так и за счет возможных сделок M&A. По всей видимости, финны предпочли покорять Россию за счет поглощений, на которые компания планирует потратить значительные средства.
В российском активе Carrefour находится всего два магазина в Москве и Краснодаре, а до конца года планируется запустить еще один в Липецке. Общая площадь магазинов составляет около 27,5 тыс. кв. м. Помимо этого в российском портфеле французов находится ряд предварительных соглашений по аренде площадей, в том числе в столичном торговом центре «Ривер Молл». По-видимому, эти соглашения будут разорваны и не войдут в сделку.
О своем решении свернуть бизнес в России после четырех месяцев работы французы сообщили в середине октября 2009 года. Реализуя требования акционеров об уходе с развивающихся рынков, Carrefour продает имеющиеся площади в нашей стране. В то же время прекращать деятельность в других регионах ритейлер не планирует.
Такой шаг компания объяснила «отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что позволило бы Carrefour занять лидирующие позиции в стране. Говоря другими словами, французов разочаровала невозможность захватить российский рынок ритейла в короткий срок. Так, сеть рассматривала несколько вариантов по покупке российских ритейлеров, в том числе контрольного пакета в «Седьмом континенте», однако сделка так и не состоялась. В настоящее время французы пообещали, что магазины под брендом Carrefour будут работать до тех пор, пока не будут найдены на них покупатели.
Финская холдинговая компания Kesko Oyj была основана в 1940 году. Компании принадлежат пищевые предприятия, предприятия по производству сельскохозяйственного оборудования, а также торговые сети по продаже автомобилей и товаров для дома. Входящая в холдинг компания Rautakesko объединяет более 350 магазинов DIY («do it yourself», товары для дома) под марками K-Rauta и Rautia в Скандинавии и Прибалтике. В июле 2005 финская компания примерно за $20 млн. приобрела пять магазинов «Строймастер» в Санкт-Петербурге. С августа 2006 года эти магазины работают под маркой K-Rauta. Общая выручка холдинга в 2005 году — €8,3 млрд. операционная прибыль — €212,5 млн.
На рынке говорят о том, что уходить окончательно Carrefour не собирается. Получить хотя бы небольшую долю рынка торговли в России ритейлер теперь рассчитывает за счет относительно недорогого метода — франчайзинга. Так, компания предлагает отечественным ритейлерам возможность развивать сеть магазинов под брендом Carrefour. Однако большинство участников рынка вполне довольны своими вывесками и не горят желанием их сменить на французский «Перекресток» (в переводе — Carrefour). О своем интересе к совместной работе с французами говорят только в группе компаний «Виктория».