По данным «Портала деловых новостей BFM.Ru», Группа ГАЗ распространила официальное заявление, в котором выражает сомнение в целесообразности включения ее завода «Автодизель» в новый автомобильный госавтохолдинг «Росавто», создаваемый госкорпорацией «Ростехнологии». Данный вопрос между Группой ГАЗ и «Ростехнологии» не обсуждался и первая не видит перспектив во вхождении «Автодизель» в созданную структуру.
Такое решение объясняется тем, что группа реализует собственную стратегию развития ярославского моторного завода, которая заключается в оснащении предприятий Группы ГАЗ и внешних заказчиков полной линейкой дизельных двигателей, соответствующих международным стандартам надежности, экономичности и экологической безопасности. Даже в условиях дополнительных рыночных рисков, менеджмент предприятия верит в успешную реализацию своего конкретного плана дальнейших действий, связанных с обновлением производства и внедрением новой продукции.
Таким образом, первоначальные планы по созданию госавтохолдинга «Росавто» оказываются под угрозой. Ранее предполагалось, что в него наряду с «АвтоВАЗ» и «КамАЗ» войдут ярославский «Автодизель» и «Тутаевский моторный завод», а также другие автопредприятия, находящиеся в собственности у «Ростехнологи». Что же касается «Автодизель», то на данный момент «Ростехнологии» владеют 30% его акций, а остальные 70% приходятся на долю группы ГАЗ.
Открытое акционерное общество «Автодизель» («Ярославский моторный завод» (ЯМЗ)) основано в 1916 году русским промышленником В. А. Лебедевым для производства легковых и санитарных автомобилей. Свое нынешнее название завод получил в 1993 году. Продукцией завода являются: дизельные силовые агрегаты; дизельные электроагрегаты; капотированные силовые установки. Двигатели ЯМЗ поставляются в 50 стран Европы, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки.
Открытое акционерное общество «ГАЗ» («Группа ГАЗ») — крупнейший российский автомобилестроительный холдинг. Штаб-квартира находится в Нижнем Новгороде. Основными акционерами ОАО «ГАЗ» являются: ОАО «Русские машины» — 65,56% обыкновенных акций; ОАО «Автомобильный завод «Урал»» — 9,55%; ЗАО «ГАЗ-резерв» — 7,08%. Капитализация компании на конец I квартала 2008 года составляла $3,3 млрд.
Основным предприятием группы является ООО «Автомобильный завод ГАЗ» (ООО «Автозавод ГАЗ», Горьковский автомобильный завод). Оно выпускает легковые автомобили «Волга», коммерческие автомобили «Газель», «Соболь» и др. На «ГАЗ» приходится более половины оборота холдинга. В 2007 «Группа ГАЗ» выпустила 40 034 легковых автомобиля, 226 192 большегрузных, среднетоннажных и легких коммерческих автомобиля, а также 22 344 автобуса. Консолидированная выручка от реализации «Группы ГАЗ» в 2007 году по МСФО составила $6,22 млрд, чистая прибыль - $293,3 млн.
«В случае, если ГАЗ откажется сотрудничать, «Ростехнологии» не будут искать никакой замены, — прогнозирует ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Ведь они объединяют в одну структуру принадлежащие им акции, и менять их на что-то или продавать они не собираются».
Если «Автодизель» не войдет в новую корпорацию, то это пойдет на пользу всем участникам процесса, сказал генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков. «Автодизель» не будет рассчитывать на господдержку, будет вынужден продолжать развиваться и не будет зависеть от одного поставщика, — называет плюсы эксперт. — При вхождении же в «Росавто» «Автодизель» попросту превратиться в автомобильный кэптив. Как показывает мировая практика, такие кэптивы, как правило, становятся неэффективными и зачастую оказываются вынужденными прекратить существование».
«Если сравнивать завод с другими предприятиями автопрома, то у него меньше долгов, убыток от снизившихся из-за кризиса продаж меньше, наконец, он не останавливался на каникулы в этом году, как другие заводы», — отмечает Дмитрий Баранов. В результате за семь месяцев текущего года при общем спаде промышленности в России «Автодизель» на 19,8% нарастил производство двигателей — 50,831 тысяч штук против 42,442 тысяч год назад.