Бизнесмен не раскрыл покупателя и условия сделки, сославшись на соглашение о конфиденциальности. По итогам торгов на Московской бирже 2 октября 23,8% FESCO стоили около 6,5 млрд руб. Представитель FESCO отказался от комментариев.
GHP Group стала акционером FESCO в конце 2012 года, когда группа «Сумма» Зиявудина Магомедова вместе с партнерами, включая американский фонд TPG, приобрела контрольный пакет компании (73,74%) у Сергея Генералова. Тогда глава московского офиса GHP Group Денис Суханов заявил, что компания инвестировала «более $100 млн» (более 3,06 млрд руб. по курсу на момент закрытия сделки). «Теперь в рамках сделки по продаже доли GHP Group в FESCO были сняты риски субсидиарной ответственности в условиях акционерного конфликта, а также по долгам, которые привлекались на покупку акций FESCO», — сказал РБК источник, близкий к одному из акционеров FESCO.
Доля GHP перешла владельцам одной из трех компаний — зарегистрированной на Британских Виргинских островах Domidias Ltd или российских «НоваторИнвест» и «Наутилиус», добавил собеседник издания. Накануне вечером, 4 октября, директора этих трех компаний опубликовали совместное заявление, в котором говорится, что они действуют «от имени и в интересах акционеров, контролирующих 33,9% капитала ПАО «ДВМП» (головная компания транспортной группы FESCO), — держателей крупнейшего пакета акций группы». В этом заявлении они обвиняют Магомедова, который до последнего времени был крупнейшим акционером транспортной группы (владеет 32,5% FESCO), в выводе из нее более $1 млрд. 15 сентября сама FESCO подала иск в Лондонский международный арбитражный суд, потребовав от «компаний, связываемых с Зиявудином Магомедовым», вернуть долг по займам, которые ему выдавались на выкуп группы в 2012 году.
Неделю назад, 28 сентября, Магомедов, который находится под арестом с марта 2018 года, обвинил членов совета директоров FESCO, включая его председателя Лейлу Маммедзаде, Гарбера, экс-главу FESCO Александра Исурина, Дэниса Канта Мандала, Константина Кузовкова и Константина Курланова, в «участии в рейдерском захвате» группы. По его словам, Маммедзаде в начале сентября собрала экстренное заседание совета, на котором было принято решение о досрочном прекращении полномочий президента FESCO Максима Сахарова, а вместо него был назначен «некто Аркадий Коростелев» «без всякого конкурса и обсуждения, которые предусмотрены корпоративными процедурами». Бизнесмен указал, что смена президента произошла в преддверии годового собрания акционеров, назначенного на 30 сентября, которое члены совета попытались сорвать «с целью оказать содействие третьим лицам в рейдерском захвате компании у текущих акционеров». Собрание действительно не состоялось, но, как сообщила FESCO, из-за отсутствия кворума, так как представители Магомедова не подали необходимые бюллетени.
Директора Domidias, «НоваторИнвест» и «Наутилиус» заявили, что поддерживают Коростелева, который, по их словам, сразу после вступления в должность выявил факт вывода денежных средств группы на сумму более $1 млрд в пользу «акционерной группы господина Магомедова». «Желаем акционерам FESCO как можно скорее достигнуть компромисса, а компании с высокопрофессиональными специалистами — дальнейшего процветания», — сказал РБК Гарбер.
Помимо GHP Group переговоры о продаже доли в FESCO (17,4%) ведет американская TPG, которая была третьим по размеру акционером группы (после Магомедова и Гарбера), рассказывали РБК акционер одного из крупнейших железнодорожных операторов и менеджер крупного банка, кредитующего транспортные компании. Несмотря на попытки партнеров убедить Магомедова продать акции совместно, он отказался, говорил источник, близкий к совету директоров FESCO. В случае выкупа доли TPG владельцы Domidias, «НоваторИнвест» и «Наутилиуса», уже представляющие интересы владельцев 33,9%, могут собрать контрольный пакет FESCO (51,3%), добавил он.
РБК направил запросы главе московского филиала TPG Capital и члену совета директоров FESCO Дмитрию Швецу, а также в пресс-службы ВТБ (крупнейшего кредитора FESCO, у которого есть право предъявить кредиты к погашению в случае смены контроля в компании) и Федеральной антимонопольной службы.
С представителем Domidias, «НоваторИнвест» и «Наутилиуса» связаться не удалось. «НоваторИнвест» и «Наутилиус» ранее принадлежали вице-президенту FESCO Айдемиру Усахову, который также входил в совет директоров транспортной компании и еще одного актива Магомедова — Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК). 30 сентября Усахов продал обе компании: «НоваторИнвест» отошел владельцу «Алеана Инвест» (зарегистрирована в Томской области) Евгению Мельникову, а «Наутилиус» — гендиректору зернового терминала «Медведицкий» (Волгоградская область) Яну Близнецу, следует из данных СПАРК. Усахов отказался от комментариев. Акционеры Domidias не раскрываются.