По данным газеты «РБК daily», Группа компаний «Виктория», которая весной этого года может провести IPO на $300 млн. или продать долю портфельному инвестору, привлеченные средства хочет направить на покупку крупного регионального игрока. Компания не хочет использовать деньги от размещения облигационных займов и привлечения кредитов, чтобы не увеличивать свою долговую нагрузку. Ранее сообщалось, что IPO ГК «Виктория»может состояться в апреле-мае этого года, андеррайтерами назначены «Ренессанс Капитал» и Goldman Sachs.
Компания может приобрести регионального ритейлера, возможно, с теми форматами, которых нет у нее самой (дискаунтер и гипермаркет). Интересуют «Викторию» те регионы, где она не присутствует (магазины сети работают в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде). Сейчас группа компаний ведёт переговоры в режиме онлайн с шестью ритейлерами. «Виктория» рассматривает сети, оборот у которых составляет $200—300 млн., чтобы их можно было поглотить спокойно.
Кроме того, в этом году «Виктория» намерена самостоятельно открыть около 50 магазинов в формате «у дома» в столице и регионах. Ритейлер также планирует открывать супермаркеты: открытие одного супермаркета приравнивается к открытию пяти небольших магазинов. Таким образом, может быть открыто, например, пять супермаркетов и 25 магазинов «у дома». Инвестиции в «малыши» площадью 400—600 кв. м составят от $500 тыс. до $1 млн. Площадь супермаркета — 1—1,5 тыс. кв. м., инвестиции в один такой магазин — около $5 млн. При этом «Виктория» закрывает убыточные магазины — в прошлом году таких было 17.
ГК «Виктория» — крупная торговая компания России, работающая с 1993 года. «Виктория» управляет розничными сетями различных форматов. В конце 2008 года компания была признана правительством РФ одной из семи федеральных розничных сетей как системообразующая, имеющая стратегическую роль в поддержании отечественной экономики. В «Виктории» работает более 15 000 сотрудников.
«Виктория» управляет сетями магазинов «у дома» «Квартал», «Дёшево» (дискаунтеры), а также сетью супермаркетов «Виктория». Магазины расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде. Всего в регионах России функционируют более 210 магазинов. Мультиформатный подход призван удовлетворить покупательскую способность различных категорий покупателей. В планах ГК «Виктории» — укрепление позиций в городах, где уже функционируют магазины, так и освоение новых регионов. В составе «Виктории» успешно работает магазин «Кэш».
Сегодня магазины Группы компаний «Виктория» — это: 7 супермаркетов «Виктория», 21 магазина «Дёшево», 17 магазинов «Квартал», магазин «Кэш» в Калининграде и Калининградской области; 9 супермаркетов «Виктория», 8 магазинов «Дёшево», 112 магазинов «Квартал» в Москве и Московской области; 33 магазина «Квартал» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Одним из направлений деятельности Группы компаний является выпуск питьевой воды под торговой маркой «Виктория». При супермаркетах имеются производственные цеха, их продукция — хлебобулочные и кулинарные изделия, которые ежедневно поставляются на прилавки магазинов. В конце апреля 2006 года Группа компаний «Виктория» выпустила первые продукты под собственной торговой маркой «Квартал», в начале 2007 года – под торговой маркой «Выгодно», в январе 2008 года — под торговой маркой «Виктория».
В составе подразделений «Виктория» действует четыре Распределительных центра, два из них в Москве, другие два — в Калининграде. Они позволяют оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов товарами. У компании три основных акционера: Николай Власенко (35,42%), Александр Зарибко (32,9%) и Владимир Кацман (26%). Еще 5% владеют Renaissance Pre-IPO Fund и «Ист коммерц».
По подсчетам директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, «покупка сети с оборотом $200—300 млн. может обойтись «Виктории» в $100—200 млн., на рынке сейчас около 50 игроков с такими оборотами».
«По сравнению с Х5 планы, конечно, скромные, но «Виктория» намного меньше, так что это очень быстрые темпы для компании. Она нацелена на сильный рост и на то, чтобы увеличить свою долю на рынке», — говорит аналитик UniCredit Наталья Смирнова. По ее оценке, такие планы могут увеличить долговую нагрузку ритейлера на 30%.
По итогам прошлого года долговая нагрузка «Виктории» была на уровне 1,1—1,5, говорит глава и основной акционер «Виктории» Николай Власенко, рублевый долг в пересчете на доллары составляет $140 млн. (это кредиты «Сбербанка», «Альфа-банка» и еще нескольких банков). Выручка сети в 2009 году упала на 5%, до 34 млрд руб.