ГМК «Норильский никель» выставила на продажу свой авиабизнес. Это авиакомпании «Таймыр» (работает под маркой NordStar) и «Нордавиа», купленная у «Аэрофлота». Крупные авиаперевозчики интереса к активам не проявляют. Кроме того, «Таймыр» и «Нордавиа» могли бы пригодится туроператорам, но и среди них найти претендентов пока не удалось. Сделка была бы логична только для крупного игрока с высоким пассажиропотоком, но у основных операторов уже есть свои авиакомпании.
По словам члена правления ГМК «Норильский никель» Ларисы Зельковой, ГМК «в свое время зашла в этот бизнес, чтобы поддержать стабильность связи Норильска и материка». Но авиаперевозки — самостоятельный, сложный и непрофильный бизнес, так что ГМК готова «изучить варианты». «Если мы увидим, что в России есть партнеры и профессиональный профильный инвестор, заинтересованный в расширении бизнеса, то мы с интересом рассмотрим их предложения»,— сказала она.
ГМК владеет двумя авиакомпаниями. ОАО «Авиакомпания «Таймыр»« (работает под маркой NordStar) создана в 2008 году, у «Норникеля» 88,1% акций. В случае продажи «Таймыра» «Норильский никель» планирует сохранить за собой его вертолетный парк, используемый для геологоразведки на Таймыре.
В 2011 году ГМК купила ЗАО «Нордавиа — региональные авиалинии» у «Аэрофлота» (компанию оценили в $235 млн, но с учетом ее долгов «Аэрофлот» получил лишь $7 млн). «Нордавиа» предполагалось интегрировать в «Таймыр», но этого не произошло. Совладельцами «Нордавиа» являются: «Кольская теплоснабжающая компания» (ею паритетно владеют Кольская ГМК «Норникеля» и Мурманская область) — 47,8%, Irish Aircraft Leasing Corporation — 25%, Norilsk Nickel Logistics — 24%.
Продажа авиабизнеса соответствует новой стратегии ГМК, утвержденной в сентябре советом директоров. Она предполагает концентрацию только на «первоклассных» активах (свыше $1 млрд выручки в год, более 40% рентабельности по EBITDA) и выход из низкодоходных и непрофильных бизнесов.
Датой образования Авиакомпании NordStar (ОАО «Авиакомпания «Таймыр») считается 17 декабря 2008 года. Свой первый рейс авиакомпания NordStar выполнила 17 июня 2009 года по маршруту Москва – Норильск.
Сегодня география полетов авиакомпании NordStar включает широкий перечень российских и зарубежных городов: Красноярск, Норильск, Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Ростов на Дону, Минеральные Воды, Анапа, Владивосток, Хабаровск, Белгород, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Томск, Самара, Сургут, Чита, Уфа, Улан-Удэ, Иркутск, Абакан, Байкит, Игарка, Ванавара, Подкаменная Тунгуска, Туруханск, Тура, Абакан, Северо-Енисейск, Душанбе, Худжанд, Астана, Баку, Дубай, Ереван, Мирный, Пекин. Компания выполняет рейсы из ряда сибирских городов по 44 направлениям, из которых восемь — международные.
Парк авиакомпании NordStar состоит из десяти Boeing 737-800NG/300 и пяти ATR-42-500. В 2012 году «Авиакомпания «Таймыр» перевезла более 1,6 млн пассажиров и 6,6 тыс. тонн грузов. Выручка в 2012 году — 9,8 млрд руб., чистая прибыль — 232 млн руб.
Авиакомпания «NORDAVIA – regional airlines» (ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии») выполняет регулярные и чартерные перевозки под кодом 5N более чем в 30 российских и зарубежных аэропортов. Нордавиа занимает ведущие позиции на рынке пассажирских авиаперевозок на Северо-Западе РФ, является прямой наследницей традиций гражданской авиации Русского Севера. В авиакомпании Нордавиа по праву считают датой своего рождения 4 февраля 1930 года – День первого регулярного полета на Русском Севере по маршруту Архангельск – Усть-Сысольск (Сыктывкар).
Парк «Нордавиа» состоит из 9 Boeing 737-500 с салонами эконом-класса и бизнес-класса. Сегодня география полетов «Нордавиа» охватывает значительный перечень российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Анапа, Мурманск, Нарьян-Мар, Сочи, Сыктывкар. Из Архангельска и Мурманска «Нордавиа» выполняет полеты в Тромсе (Норвегия). Авиакомпания «Нордавиа» - социально-ответственный перевозчик, поддерживает воздушные сообщения на местных линиях: Архангельск – Амдерма, Котлас, Нарьян-Мар, Соловки, Усинск. Выручка «Нордавиа» в 2012 году составила 4,87 млрд руб., убыток — 436,8 млн руб.