«Газпром» может войти в капитал российского производителя люксовых автомобилей Aurus. Об этом пишет Forbes со ссылкой на "Ведомости". Принципиальное решение в отношении компании на правительственном уровне принято, сказал один из источников газеты. По словам другого источника, «Газпром» может получить до 40% автопроизводителя от ФГУП НАМИ, государственного института, подведомственного Минпромторгу.
В 2013 году правительство поручило НАМИ разработать семейство автомобилей на единой модульной платформе (ЕМП) для перевозки первых лиц страны. Проект получил рабочее название «Кортеж». НАМИ при участии зарубежных партнеров выстроил линейку машин: седан, лимузин, минивэн и внедорожник. Правительство выделило на проект 12,4 млрд рублей. Впервые лимузин, получивший наименование Senat, использовался на инаугурации президента Владимира Путина 7 мая 2018 года.
В 2017 году на базе «НАМИ-авто» создается ООО «Аурус» (от латинского aurum — «золото» и Russia — «Россия»). Этот бренд стал наименованием для всей линейки люксовых машин. Изначально 75% Aurus принадлежало НАМИ, остальные 25% — «Соллерсу», который стал производственным партнером проекта. В 2019 году арабский фонд Tawazun купил 36% Aurus за €110 млн. Деньги предполагалось направить на запуск и развитие производства этих автомобилей на площадке «Соллерса» в особой экономической зоне «Алабуга» (Елабуга).
У НАМИ после сделки с арабским фондом осталось 63,5% Aurus, у «Соллерса» — 0,5%. Других изменений в структуре акционеров компании, по данным «СПАРК-Интерфакс», не происходило. «Газпром» 26 октября официально сообщил, что правление приняло к сведению информацию о ходе реализации проекта Aurus. «Вопрос будет внесен на рассмотрение совета директоров», — говорилось в сообщении.
В 2019 году на авиасалоне МАКС был представлен вертолет «Ансат Aurus» Казанского вертолетного завода с салоном повышенной комфортности, выполненным в стилистике бренда Aurus. В 2021 году компания показала на авиашоу в Дубае Aurus Business Jet на основе российского самолета SSJ100. В сентябре 2023 года компания «Газпром тех» приобрела казанскую «Аурус-аэро», которая занимается производством авиатехники, писал «Интерфакс».
В мае 2023 года Минпромторг, Объединенная судостроительная корпорация и «Газпром» подписали соглашение о намерениях по взаимодействию и сотрудничеству для реализации проекта «Аурус-марин». Проект предполагает создание судна премиум-класса длиной 20–40 м, его дизайн-проект должен быть готов не позднее конца 2024 года.
Автомобильное производство Aurus убыточно и возможный приход «Газпрома» следовало бы расценивать как прямую финансовую поддержку компании, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, Aurus был бы рентабельным при продажах от 500 машин в год. С 2019 года на учет в России было поставлено 114 автомобилей Aurus, следует из данных о регистрациях транспортных средств. Из них 31 был куплен в 2022 году и 54 — в 2023-м.
Бургазлиев допустил появление у Aurus «восточного партнера», который поможет наладить производство более дешевых автомобилей под брендом компании Aurus. Об этом сказал и один из источников «Ведомостей». Экономической логики в возможной сделке Aurus и «Газпрома» не просматривается — технологическая синергия между компетенциями, которые есть у компаний отсутствует, полагает руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников.