По данным газеты «РБК Daily», концерн «Газпром» может приобрести у швейцарской компании Zeromax ряд активов, реализующих нефтегазовые проекты в Узбекистане. Предполагается, что одна из структур российской монополии войдет в капитал предприятий, созданных совместно с Национальной холдинговой компанией (НХК) «Узбекнефтегаз», а также профильных дочерних компаний Zeromax.
В 2004 году для реализации проекта по утилизации попутно добываемых газов месторождения Кокдумалак было создано СП «Кокдумалак-Газ» (50% у унитарного дочернего предприятия «Мубарекнефтегаз», которое входит в «Узбекнефтегаз»). Также для проведения поисково-разведочных работ и разработки газоконденсатных месторождений в Узбекистане Zeromax и «Шуртаннефтегаз» (входит в состав «Узбекнефтегаз») создали на паритетных началах СП «Гиссарнефтегаз». Еще швейцарской компании принадлежит сеть автозаправочных станций на территории страны.
Zeromax осуществляет деятельность в Узбекистане с 1999 года. С 2000 года компания специализировалась в основном на строительстве объектов в нефтегазовой отрасли. Ее дочернее предприятие «УзГазОйл» осуществляет экспортно-импортные операции с продуктами нефтегазохимической промышленности; «УзГазинженеринг» специализируется на выполнении проектно-изыскательских работ в сфере нефтегазовой отрасли, СП «Нефтегазмонтаж» (49% у группы строительных трестов НХК «Узбекнефтегаз») осуществляет строительно-монтажные работы на объектах ТЭК.
«Газпром» очень заинтересован в любых газовых активах, расположенных в Центральной Азии, говорит эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Илья Соловьев. Он считает, что этот регион — один из возможных источников покрытия дефицита газа, с которым может столкнуться российская монополия в ближайшие несколько лет. Поэтому «Газпром» стремится скупить как можно большее количество газо- и нефтедобывающих активов, трубопроводных систем и компаний, их сооружающих. «Думается, что в идеальном для себя варианте «Газпром» хотел бы получить контроль над всей нефтегазовой отраслью стран Центральной Азии и, в частности, Узбекистана, — отметил г-н Соловьев. — Однако на это государства региона вряд ли пойдут».
Российская монополия контролирует экспорт среднеазиатского газа в Европу, напоминает Константин Черепанов из Rye, Man & Gor Securities. Но закупка сырья — это одно, а участие в разработке — совсем другое, поэтому со стратегической точки зрения «Газпром» движется в верном направлении, считает аналитик.