По данным газеты «РБК daily», «Газпром» рассматривает возможность продажи своей буровой «дочки» и основного подрядчика — «Бургаз». Сегодня на рынок свои сервисные активы выставляют сразу несколько компаний, в том числе «Газпром» собирается избавиться от своего «Бургаза».
Основной претендент на покупку «Газпром бурения» на данный момент — структуры, подконтрольные братьям Ротенбергам. Старший из Ротенбергов Аркадий, давний знакомый премьер-министра Владимира Путина, уже имеет опыт работы с «Газпромом». Его компания «Стройгазмонтаж» является одним из основных подрядчиков монополии в строительстве нескольких крупных газопроводов. Сам «Стройгазмонтаж» образован путем объединения выкупленных в 2008 году строительных активов «Газпрома».
Причиной продажи сервисной компании стало трудное финансовое положение «Газпрома». Продажа непрофильного актива призвана показать инвесторам, что холдинг серьезно настроен повысить эффективность своего бизнеса. Согласно отчетности по МСФО сумма долга «Газпрома» по состоянию на конец декабря 2009 года составляла 1,37 трлн руб., что на 353 млрд больше, чем годом ранее.
Продажа «Бургаз» соответствует рыночной тенденции: практически все добывающие компании стремятся избавиться от собственных сервисных активов. В середине мая этого года «Газпром нефть» объявила о намерении реструктурировать сервисное подразделение. Рассматриваются варианты частичной или полной продажи либо проведения IPO. В прошлом году швейцарская Weatherford выкупила сервисные предприятия у ТНК-ВР.
Нефтегазовый сервис сейчас одна из самых перспективных отраслей. Если в 2009 году объем нефтесервисного рынка составлял $12,9 млрд., то к 2020 году он должен вырасти до $45—46 млрд. В условиях государственной нацеленности на восстановление минерально-сырьевой базы спрос на геофизические и буровые работы будет только расти, как и выделяемые на это бюджетные средства. И сейчас появилась возможность сравнительно дешево войти на этот рынок.
По всей видимости, осознавая это, предприниматели, приближенные к руководству страны, потянулись в сервисный бизнес. В начале года Геннадий Тимченко, которого называют другом Владимира Путина, выкупил четверть «Геотек Холдинга», второй по величине геофизической компании в России. Поэтому, логично, если покупателем «Бургаза» выступит именно «Стройгазмонтаж».
«Бургаз» - компания сравнительно молодая, но в ней заложен потенциал 5 старейших буровых предприятий «Газпрома», вошедших в состав компании в качестве филиалов. Многолетний опыт работы и квалифицированные кадры позволяют сотрудникам предприятия бурить скважины в различных горно-геологических условиях. Сегодня компания одна из немногих строит скважины глубиной до 7 000 метров.
Специалисты Буровой компании принимали непосредственное участие в освоении крупнейших газоконденсатных месторождений: Ямбургского, Уренгойского и Заполярного. Постоянными партнерами ОАО «Бургаз» являются около 10 крупнейших газодобывающих предприятий ОАО «Газпром», свыше 50 отечественных компаний, среди которых ОАО «Нортгаз», НГК «Итера», ОАО «Таймыргаз», ООО «Ачимгаз» и такие известные зарубежные фирмы, как Shlumberger, Halliburton.
«Бургаз» — это колоссальный актив, компания является главным подрядчиком «Газпрома» в выполнении сервисных работ. «Выручка «Бургаз» в 2008 году составила $1,1 млрд долл., прогноз за 2009 год — около $850—900 млн.», — подсчитал аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. Он оценивает стоимость компании в пределах $0,9—1 млрд.
При этом эффективность «Бургаз» оставляет желать лучшего. Операционная рентабельность предприятия в прошлом году была порядка 6,2%. Это в 2,5 раза ниже, чем у крупнейшей российской сервисной компании Eurasia Drilling Company (16%). Аналогичный показатель для «Газпрома» по итогам 2009 года равнялся 28,6%. Монополия консолидирует результаты «Бургаза» в своей отчетности, доля буровой компании в выручке холдинга — 1,5%, отмечает г-н Лютягин. «Если «Газпром» продаст сервисное предприятие, его показатели эффективности могут улучшиться на несколько процентов», — предполагает эксперт.
Продажа компании не сильно отразится на портфеле заказов как «Газпрома», так и «Бургаза», уверен аналитик «ВТБ Капитал» Лев Сныков. Буровая компания по-прежнему останется основным подрядчиком монополии, при этом «Бургаз» станет более открытым для других участников рынка, что позитивно для индустрии в целом. «В долгосрочной перспективе это может дать толчок к развитию сервиса как самостоятельного бизнеса, особенно в газовой индустрии, где это происходит менее активно, чем в нефтяной», — предполагает г-н Сныков.