«Газпром» в декабре 2014 г. заплатил 56,1 млрд руб. (около $1 млрд) за доли Eni (20%), Wintershall (15%) и Edf (15%) в компании South Stream Transport B.V., которая должна была заниматься строительством морского участка «Южного потока», говорится в бухгалтерской отчетности «Газпрома» по РСБУ за 2014 г. «Газпром» выкупил доли партнеров после того, как отказался от строительства «Южного потока» через Болгарию и решил строить трубу через Турцию.
В акционерном соглашение прописан размер компенсаций в случае расформирования консорциума, кроме того, SST принадлежат трубы, закупленные для строительства первой нитки газопровода, а также дорогая проектная документация, объясняет сумму сделки представитель «Газпрома».
Исходной точкой «Южного потока» должна была стать компрессорная станция «Русская», на ее строительство, другую инфраструктуру и трубы было потрачено $4,7 млрд, говорил в декабре предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Только трубы, принадлежащие SST, обошлись в 1 млрд евро.
С помощью SST «Газпром» планирует строить и сменивший его «Турецкий поток». Компания владеет не только трубами, но и контрактом на их укладку с итальянской Saipem («дочка» Eni) стоимостью 2 млрд евро.
«Газпрому» важно сохранить этот контракт, особенно в условиях западных санкций. Этим объясняется высокая сумма выплат акционерам SST. Флот Saipem, зарезервированный для строительства «Южного потока», до сих пор стоит в болгарском порту Бургас, а компания получает от «Газпрома» компенсацию.
Причем 660 км этой трубы пойдут старым маршрутом «Южного потока», новый участок до Турции составит 250 км. Однако пока Турция не дает разрешение даже на изыскательские работы. Анкара хочет пакетную сделку: разрешение на работы в обмен на скидку, дополнительные объемы и расширение «Голубого потока».
«Газпром» изначально предлагал Турции скидку в 6%, затем стороны договорились о 10,25%. Но теперь они расходятся в том, как ее применять. «Газпром» хочет к фактической цене, а Турция — к базовой, сообщала турецкая газета Hurriyet. Из-за этого документы до сих пор не подписаны.
В конце марта 2015 года газовые вопросы обсуждали президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. После этого министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что соглашение о скидке достигнуто, а подписи вскоре последуют.
Но о заключении окончательного соглашения до сих по не сообщалось. Из-за этого работы по «Турецкому потоку» стопорятся, так как Турция увязывает свою позицию по нему с договоренностями о скидке, сообщал Reuters со ссылкой на источники в турецком правительстве.
Одновременно «Газпром» пытается привлечь в проект и старых партнеров по SST. Так, в начале марта президент России Владимир Путин встречался в Москве с премьер-министром Италии Маттео Ренци. Они обсуждали «Турецкий поток» и участие Eni в проекте. А Миллер тогда же обсуждал проект с Райнером Зеле, предправления Wintershall, который переходит руководить австрийской OMV.
50% в South Stream стоит значительно меньше $1 млрд, говорит аналитик БКС Кирилл Таченников. Для «Газпрома» это, скорее, политическая покупка, она позволит сохранить отношения с европейскими партнерами, ведь если вместо «Южного потока» реализуется «Турецкий поток», все равно в Европе «Газпрому» придется работать с теми же компаниями, добавляет он. «Газпром» мог таким образом профинансировать будущее строительство, которое будет реализовывать совместно с бывшими партнерами по South Stream, отмечает Таченников.