Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 605,12  (-33,25%)
1 008,07  (-12,86%)
6 735,11  (-18,61%)
121 545,40  (+410,85%)
4 344,85  (+5,77%)
65,22  (-1,03%)
Источник Investfunds

Генпрокуратура проверит сделку по продаже «ИжАвто»

По данным газеты «Коммерсантъ», сделка по продаже самарской группой СОК контрольного пакета «ИжАвто» вызвала вопросы у Счетной палаты и Генпрокуратуры. Ведомства подозревают СОК в выводе активов завода. В группе утверждают, что сделка проведена в рамках подготовки к продаже «ИжАвто» госкорпорации «Ростехнологии». Однако последняя уже давно прекратила переговоры о покупке ижевского автозавода.

В результате сделки собственником 75% акций «ИжАвто» стали дочерние структуры самого завода (ООО «Иж-Комплект», ООО «Гросс» и ООО «Норэкс»), то есть структура его собственности стала перекрестной. Фактический контроль над заводом получил его топ-менеджмент во главе с гендиректором Михаилом Добындо. Предположительно, акции «ИжАвто» могли быть оплачены автомобилями завода на $200 млн, то есть, по сути, речь могла идти о выводе с завода его товарного остатка. Сам завод близок к остановке (сборка моделей Kia прекращена 29 апреля), его долги достигают $300 млн. На момент, когда о сделке стало известно, контрольный пакет акций «ИжАвто» уже был заложен в одном из банков-кредиторов — ОАО «Сбербанк».

ОАО «ИжАвто» (Ижевский автомобильный завод) входит в концерн «Ижмаш», 98% акций предприятия до недавнего времени принадлежали российской машиностроительной группе «СОК». В 2009 году модельный ряд представлен автомобилями: ВАЗ-21043; ИЖ-27175; Kia Spectra; Kia Rio; KIA Sorento. Мощность завода составляет 220 тысяч автомобилей в год.

Группа «СОК» - управляющая компания, в основу создания которой положена идея консолидации предприятий автомобильной промышленности и продвижения на мировой рынок российских автомобилей. История Группы «СОК» началась в 1994 году с создания автоторгового предприятия, ставшего в короткие сроки одним из крупнейших в Самаре, а затем и в России. Сок - маленькая тихая речка, впадающая в Волгу неподалеку от Самары. Именно в ее честь и был назван первый салон продаж «Жигулей», с которого в 1994 г. началась история одноименной группы.

Группа является акционером и стратегическим партнером многих предприятий, которые являются основными поставщиками автокомплектущих изделий на российский рынок. Также группа «СОК» является одним из основных партнеров ОАО «АвтоВАЗ». Приоритетные направления деятельности группы: производство автомобилей и автокомпонентов, продажа автомобилей, дорожное и мостостроение. Больше 10% оборота «Группы СОК» приходится на непрофильные бизнесы: она разливает минеральную воду и лимонад, делает окна и керамическую плитку, собирает корейские автомобили, торгует «Жигулями» и «Тойотами» и даже содержит крупнейший в Самаре развлекательный центр «Звезда».

Комментарий

Кредиторы «ИжАвто» не только не пытались оспорить сделку в суде, но и не выступают против нее публично.

«Был ли на самом деле вывод активов из «ИжАвто», пока определить невозможно», - говорит Михаил Пак из ИФК «Метрополь». Скорее всего, за счет продажи СОК дистанцировалась от проблемного актива и подготовила его к банкротству», - считает аналитик.