По данным газеты «РБК daily», государству надо продать ВТБ и «Россельхозбанк», заявил 24 января президент «Сбербанк» Герман Греф. Он не советует государству полностью выходить только из капитала «Сбербанк» и продавать «Банк развития». Правительство же планирует продавать госдоли в банках лишь частично.
«Если говорить о «Сбербанке», нелогично продавать 100%, государство какое-то время должно владеть 25% акций, потому что это слишком значимый банк для экономики страны, но я не вижу причин владеть такими банками, как ВТБ, «Россельхозбанк» и так далее, это все надо продать. То же самое надо делать с подавляющим большинством других активов», — считает г-н Греф.
В программе приватизации на 2011—2013 годы обозначено, что государство продаст 7,58% минус одна акция «Сбербанк» и 35,5% минус одна акция ВТБ. Также чиновники не раз объявляли, что до 2015 года будет приватизировано около 25% «Россельхозбанк».
История российского агрокредитования берет свое начало в XVIII веке, когда государство впервые предприняло попытку сформировать цивилизованную систему финансов по европейскому образцу. Открывшаяся в то время первая в России кредитная организация «Монетная контора» была учреждением, где представители дворянства и купечества могли получить ссуду.
Важное начинание продолжила императрица Елизавета Петровна: её указом в 1754 году были открыты Дворянские Заёмные Банки на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Первое время эти учреждения по-прежнему кредитовали дворян, однако позже, согласно распоряжению от 1766 года, они начали выдавать ссуды крестьянам. К 1796 году активы Дворянских банков перешли на баланс новообразованного «Государственного Заёмного Банка», который поддерживал сельское хозяйство ссудами для мелких и крупных землевладельцев.
В таком виде банковская система просуществовала вплоть до восшествия на престол императора Александра I, который в 1817 году решил основать «Государственный Коммерческий Банк». Постепенно этот банк обзавелся большой сетью региональных представительств, которые открывались в крупных городах царской России – Москве, Петербурге, Киеве и других. Этот банк можно считать историческим прообразом современного «Россельхозбанка».
В 1987 году в ходе «перестройки» прозошла реформа банковской системы: из состава Государственного банка СССР выделяется «Агропромбанк» – специализированный банк, кредитующий только сельское хозяйство. В то время «Агропромбанк» был крупнейшим сельхозбанком мира - его сеть состояла из 35 тысяч представительств по всему Советскому Союзу, собственный капитал достигал 400 миллиардов рублей, штат насчитывал 110 тысяч сотрудников.
15 марта 2000 года исполняющий обязанности Президента Российской Федерации Владимир Путин подписал Распоряжение №75-рп о создании «Российского сельскохозяйственного банка» – кредитной организации, на 100% принадлежащей государству. Глава государства поставил задачу сформировать на базе «Россельхозбанка» национальную кредитно-финансовую систему обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Сегодня «Россельхозбанк» входит в число крупнейших банков страны и лидирует среди кредиторов агропромышленного комплекса России, располагая второй по величине в стране филиальной сетью. В арсенале банка десятки кредитных программ: он активно кредитует животноводство, растениеводство, приобретение сельхозтехники под ее залог, а также оказывает серьезную помощь развитию малого агробизнеса — владельцам личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Уже более двух столетий «Россельхозбанк» поддерживает сельское хозяйство и сам уклад сельской жизни. В истории банка – вековые традиции агрокредитования, огромный багаж опыта и накопленных знаний, в перспективе – решение дальнейших задач по возрождению российского села и подъему агропромышленного комплекса страны.
Исчезновение госбанков позволило бы усилить конкурентную среду и улучшить качество банковских услуг, полагает директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко. По его мнению, «Сбербанк» также можно приватизировать, поскольку он «ничем не отличается от других банков, оказывает те же самые услуги: привлекает депозиты, дает кредиты».
Идея приватизации почти всех банков довольно рациональна, считает партнер BDO Денис Тарадов. По его мнению, частные банки выиграют от приватизации, поскольку на рынке будет меньше игроков с дешевым фондированием и преференциями.
Позиция г-на Грефа понятна: при приватизации ВТБ и «Россельхозбанк» «Сбербанк» останется самым сильным государственным игроком, отмечает заместитель гендиректора компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова. «
Однако непонятно, кто тогда будет заниматься кредитованием сельхозпроизводителей. Частному бизнесу это направление неинтересно», — говорит г-жа Борзова. По ее словам, государство вряд ли отдаст инвесторам и весь пакет в ВТБ, поскольку через этот банк власть поддерживает различные отрасли экономики.