По данным газеты «Коммерсант», 30 августа 2017 года на Камчатке подвели итоги инвестиционного конкурса на строительство нового здания международного терминала в главном аэропорту полуострова Елизово в Петропавловске-Камчатском.
По сумме баллов, набранных участниками отбора, победителем признано акционерное общество «Аэропорты регионов» (входит в ГК «Ренова» Виктора Вексельберга).
Конкурс был объявлен 3 июля, прием заявок завершился 21 августа. Участниками конкурса стали две компании, входящие в список ведущих аэропортовых холдингов России. Вторая заявка поступила от ООО «Новапорт Инвест» (входит в «Новапорт» Романа Троценко), которая предложила 2 256 руб. за одну акцию АО «Международный аэропорт Петропавловска-Камчатского» (МАПК).
«Аэропорты регионов» предложили за акцию 9,8 тыс. руб. — в 4,3 раза больше. Как сообщается, по итогам оценки представленных документов АО «Аэропорты регионов» набрало 100 баллов, «Новапорт Инвест» — 50.
Елизово расположено в 29 км от Петропавловска-Камчатского, имеет ВПП длиной 3,4 км, может принимать любые самолеты. В 2016 году МАПК объединило почти всю деятельность в аэропорту. Выручка в 2016 году — 136 млн. руб., убыток — 32 млн. руб.
В 2016 году аэропорт обслужил 617 тыс. человек (35-е место в РФ), в первом полугодии 2017 года пассажиропоток вырос на 7%, до 263,4 тыс. человек.
Ранее по поручению Владимира Путина в Елизово с серьезным отставанием от графика была реконструирована взлетно-посадочная полоса. На модернизацию объекта из федерального бюджета было направлено почти 12 млрд. руб.
Как рассказал гендиректор «Корпорации развития Камчатки» Николай Пегин, у конкурсной комиссии было три критерия отбора инвестора. Это цена, по которой инвестор был готов приобрести 50% плюс одну акцию МАПК, финансовое предложение и финансовый план реализации проекта, а также третий критерий — обязательные дополнительные объекты (гостиница и цех бортпитания).
Сумма заявленных инвестиций составила примерно 3,4 млрд. руб. А кроме двух обязательных дополнительных объектов инвестор заявил еще один — торгово-офисный центр.
«По предварительной оценке, предложение АО "Аэропорты регионов" составляет более 8 млрд. руб.,— говорит Николай Пегин.— Разрыв между предложениями конкурсантов почти в два раза.
В ходе презентаций представители ряда компаний говорили, что наша оценка проекта по строительству аэропорта на окраине государства российского с не очень стабильным, сезонным потоком несколько завышена. Но как видите, нашлись реальные участники инвестиционного конкурса, и проект будет реализован».
В официальном сообщении «Аэропортов регионов» говорится, что объем частных инвестиций в проект превысит 7 млрд. руб., ввод комплекса в эксплуатацию запланирован на 2021 год.
Проект предполагает строительство аэровокзального комплекса площадью более 30 тыс. кв. м. В его состав войдут не только пассажирский терминал, но и гостиница на 120 номеров, а также торгово-офисный центр.
Пропускная способность пассажирского терминала составит 1 млн. человек, объем частных инвестиций в проект превысит 7 млрд. руб., ввод комплекса в эксплуатацию запланирован на 2021 год.
Надо отметить, что у «Реновы» уже есть заметный актив в регионе — компания «Золото Камчатки» с совокупными ресурсами 12 млн унций, ее производство в 2016 году составило 175 тыс. унций золота.
Впервые администрация губернатора заявила о планах по строительству нового аэровокзала еще в июне 2015 года. Тогда был представлен проект нового аэровокзального комплекса, разработанный ООО «Красаэропроект».
Было заявлено, что новый трехэтажный аэровокзал площадью 22,62 тыс. кв. м будет иметь пропускную способность 400 человек в час и позволит принимать как внутренние, так и международные рейсы.
Строительство нового аэровокзала оценивается почти в 9,4 млрд. руб. (первая очередь — 3,1 млрд. руб.). Все потенциальные инвесторы из края отказались от этого проекта, посчитав его неоправданно дорогим и экономически необоснованным.
Региональные власти рассчитывают на серьезный рост въездного туристического пассажиропотока. По оптимистичным прогнозам властей, к 2025 году пассажирообмен аэропорта может возрасти с нынешних 500 тыс. до 1,25 млн. человек в год, а к 2035 году — до 1,77 млн. человек в год.
В октябре 2016 года в Москве камчатские власти провели серию встреч с потенциальными инвесторами, в том числе с «Реновой», «Новапортом», «Базовым элементом» и другими инвестгруппами.
Было заявлено о том, что в рамках реализации проекта ряд капиталовложений предусмотрен за счет средств федерального и краевого бюджетов. В частности, правительство Камчатского края готово соинвестировать в проект, направив до 1,3 млрд. руб. на строительство подъездных путей и инженерных коммуникаций.
Планируется, что на аэропорт будут распространены налоговые льготы и другие преференции, предусмотренные режимом свободного порта.
По данным информированных источников, «Аэропорты России» вышли на конкурс с собственным предложением и идеей по строительству пассажирского терминала, которые несколько отличаются от первоначального проекта, разработанного ООО «Красаэропроект».
Однако, по словам господина Пегина, условиями конкурса определены штрафные санкции по отказу в целом от проекта или от его определенных деталей. Также в конкурсной документации обозначены обязательные условия, которые должны быть обеспечены при возможных изменениях.
«В любом случае впереди еще большая работа, в ходе которой будут уточняться планы и условия работы»,— отмечал господин Пегин.
Планировалось, что соглашение с инвестором о строительстве нового пассажирского терминала в главном аэропорту Камчатки будет подписано в рамках Восточного экономического форума, который состоится во Владивостоке 6–7 сентября 2017 года.