Иткульский спиртзавод был основан в 1867 году и является одним из старейших ликероводочных предприятий России. В 2015 году предприятие вошло в холдинг «Кристалл-Лефортово» Павла Сметаны, чье финансовое состояние ухудшилось после краха в 2018 году его партнера по дистрибьюции «Статус групп».
В 2018 году завод произвел 2,5 млн. дал водки. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка предприятия в 2018 году составила 1,014 млрд. руб. против 1,5 млрд. руб. годом ранее, убыток — 300,5 млн. руб. при чистой прибыли в 91,1 млн. руб. в 2017 году.
В мае 2019 года ОАО «Иткульский спиртзавод» обратилось с заявлением о собственном банкротстве. Основным кредитором ОАО является Промсвязьбанк, требующий 134,7 млн. руб.
Российская структура Marussia Beverages купила завод за €15 млн., говорит Юрий Тинт. Ключевой продукт Marussia — суперпремиальная водка Mamont. В России ее производство на протяжении десяти лет осуществлялось на мощностях Иткульского спиртзавода. В 2019 году продажи Mamont в стране достигли 30 тыс. дал, что составило около 6% суперпремиального сегмента водки, отмечает господин Тинт.
Кроме производства Mamont компания импортирует ликеры Mozart, ром RL Seale’s & Co и виски Mossburn, Compass Box и другие. Оборот ООО «Маруся Бевереджис Рус» в 2019 году, по данным компании, составил 650 млн. руб.
При этом на Иткульском спиртзаводе предполагается не локализация уже имеющихся в портфеле Marussia брендов виски, а производство российского продукта согласно местному законодательству. В компании не раскрывают объемы производства и возможную стоимость продукта.
Кроме этого, к середине 2021 года в Marussia намерены удвоить долю Mamont на российском рынке, а также начать производство двух новых премиальных брендов водки. За счет этого в компании рассчитывают занять 8% премиального водочного рынка страны.
Эксперты относятся к планам Marussia без особого оптимизма. Владелец агентства Kaufman Станислав Кауфман отмечает, что сейчас весь премиальный рынок алкоголя ограничен из-за стагнирующего спроса и уже достаточно насыщен марками таких игроков, как Beluga Group, Roust, «Ладога» и Simple.
Как отмечал ранее председатель правления Beluga Group Александр Мечетин, рынок водки в РФ стагнирует из года в год: если 15 лет назад объем потребления был около 150 млн. дал в год, то в 2018 году — всего 71 млн. дал.
По мнению Станислава Кауфмана, сейчас развитие премиальных водочных брендов возможно только за счет экспорта, на что потребуется значительные долгосрочные инвестиции. Производство российского виски, в свою очередь, по утвержденным технологиям внутри страны будет крайне сложным и далеко не дешевым, считает он.
Продажи виски в России, по оценке ЦИФРРА, составляют около 5 млн. дал в год. В ближайшие десять лет эта категория будет расти только за счет дешевой продукции, на которую будут переходить потребители коньяка и другого крепкого алкоголя, прогнозирует директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.