По данным газеты «РБК daily», вопрос, как спасать «АвтоВАЗ», так и остается без ответа. До сих пор в правительстве говорили, что принять участие в спасении завода могут госбанки «Сбербанк» и «Внешэкономбанк», которым предлагалось подумать о конвертации долгов «АвтоВАЗ» в его акции. Однако самим банкам такая идея не по нраву.
Глава «Сбербанк» Герман Греф 15 октября заявил, что возглавляемый им банк не собирается участвовать в конвертации долга «АвтоВАЗ» в дополнительные акции автозавода. Вместо этого «Сбербанк» вместе с руководством «АвтоВАЗ» работают над созданием антикризисной программы. Детали вышеупомянутой программы пока остаются неизвестными и должны быть опубликованы 20.10.09. Также и зампред ВЭБ Анатолий Балло 14 октября этого года заявил, что сейчас вопрос конвертации долгов «АвтоВАЗ» в облигации с последующим их выкупом ВЭБ больше не рассматривается.
Впрочем, вопрос о конвертации долга российского автопроизводителя с повестки окончательно не снимается. Этот вопрос обсуждается в рамках рабочей группы по разработке программы развития отечественного автомобилестроения. Свои предложения группа (ее возглавляют глава Минпромторга Виктор Христенко и министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина) в декабре текущего года представит в правительство.
ОАО «АвтоВАЗ» - самый крупный российский автопроизводитель, находящийся в затяжном кризисе. До сих пор продукция «АвтоВАЗ» не может составить конкуренцию иномаркам. Его продажи растут, лишь когда снижается насыщенность российского рынка популярными иномарками или вводятся высокие пошлины на ввоз иностранных автомобилей.Тем не менее, «АвтоВАЗ» - по-прежнему автогигант, равного которому нет, не только в России, но и в мире: единый комплекс со штатом около 150 тысяч человек, занятый помимо собственно сборки автомобилей их разработкой и производством комплектующих.
Самые массовые модели — заднеприводные ВАЗ-2105 и 2107, переднеприводные Самары-2 и машины «десятого» семейства с Приорами — выпускаются в старых цехах. Здесь же делают и трехдверные полноприводники Лада 4х4 (старая Нива). Еще одна традиционная площадка — опытно-промышленное производство (ОПП), где сейчас собирают пятидверные Нивы и трехдверные хэтчбеки «десятого» семейства. Новому цеху с современным конвейером Eisenmann пока далеко до проектной мощности в 220 тысяч Калин, а от планов строительства еще одного завода на 450 тысяч машин тольяттинцы отказались.
Аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов считает, что вариант участия ВЭБ в капитализации долга «АвтоВАЗ» самый логичный. «Решение еще не принято, и, судя по всему, случится это нескоро. И хотя ВЭБ не выразил интереса к участию в конвертации долга, последнее слово за правительством», — считает он.
В Минпромторге также не считают вариант с конвертацией долга приоритетным. Министерство вчера распространило комментарий замглавы ведомства Андрея Дементьева, который, ссылаясь на позицию ВЭБ, говорит, что капитализация задолженности должна применяться как последний из имеющихся инструментов выхода из долгового кризиса. «Наиболее оптимальной представляется коммерческая реструктуризация задолженности на сумму, допустимую финансовыми показателями предприятия. Оставшаяся часть нереструктуризированной задолженности может быть капитализирована, но только при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета», — отметил г-н Дементьев.