По данным газеты «РБК daily», в поисках пути решения проблем отечественного судостроения чиновники придумали способ получить контроль на предприятиях, где у государства пакет меньше контрольного. В правительстве уже несколько месяцев обсуждается идея приобретения акций судостроительных предприятий через допэмиссию в пользу Росимущества. Частным собственникам платить никто не собирается.
В конце прошлого года Счетная палата (СП) провела проверку ряда судостроительных предприятий (среди них «Северная верфь», Центр технологии судостроения и судоремонта, ЦКБ «Рубин» и другие). По ее итогам председатель СП Сергей Степашин направил письмо вице-премьеру Игорь Сечину, в котором изложил меры по развитию «интегрированных структур» в российском судостроении (их формирование предусмотрено «Стратегией развития судостроительной отрасли до 2020 года»). Степашин предложил провести допэмиссию в пользу Росимущества акций судостроительных предприятий, в которых у государства нет контрольного пакета.
Росимущество уже поддержало эту идею. «Считаем возможным проведение дополнительных эмиссий акций акционерных обществ, пакеты в которых не являются контрольными, и увеличение тем самым доли акций, принадлежащих интегрированным структурам, до размера, позволяющего осуществлять контроль», — говорится в письме заместителя руководителя Росимущества Глеба Никитина, направленном в СП в начале этого года.
Допэмиссию акций Счетная палата предлагает проводить в ряде судостроительных предприятий. Внимание ведомства привлекли ЦКБ им Р.А. Алексеева (у государства 14,9%), ЦКБ «Айсберг» (у государства 24,5%), «Северная верфь» (у государства 20%), «Красное Сормово» (у государства 33%). По мнению чиновников, контроль в этих предприятиях должен перейти структурам «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК).
Контроль на заводе «Ладога» (доля госучастия 6,7%), по замыслу чиновников, перейдет государственному концерну «Океанприбор», в алтайском приборостроительном заводе «Ротор» (доля госучастия 38%) — ЦНИИ «Электроприбор», ПНО «ККПЗ «Тайфун» (доля госучастия 25,5%) — «Моринформсистема-Агат», на заводе «Нептун» (доля госучастия 38%) — концерну «Аврора».
Пока неизвестно, в какие сроки Росимущество рассчитывает провести допэмиссии. Руководство судостроительных предприятий, на покупку которых нацелилось государство, уверяет, что предложений об этом от госкомпаний пока не поступало. Генеральный директор «Морских и нефтегазовых проектов», с которыми ОСК ведет переговоры о покупке 67% верфи «Красное Сормово», Вадим Малов говорит, что в любом случае будет настаивать на расчете с МНП живыми деньгами за акции судоверфи.
ОАО «Завод «Ладога», основанный в 1967 году, является одним из ведущих предприятий России по производству гидроакустической техники для ВМФ и продукции различного назначения для народного хозяйства. ОАО «Завод «Ладога» - одно из главных и градообразующих предприятий г. Кировска.
Завод имеет лицензию Российского агенства по судостроению и производит гидроакустические комплексы для подводных лодок, корабельные бортовые станции обнаружения и целеуказаний подводных и надводных целей, средства подводной связи, средства обнаружения морских мин, аппаратуру для измерения скорости звука для подводных и надводных средств, учебно-тренировочные средства для операторов гидроакустических комплексов, проводные переговорные системы и системы оповещения и сигнализации.
ОАО «Завод «Ладога» - одно из немногих предприятий Северо-Западного региона, которое имеет внедренную и сертифицированную систему менеджмента качества (СМК), которая позволяет контролировать весь процесс производства - от получения материалов и комплектующих изделий до отгрузки готовой продукции потребителю, а также учитывать его мнение о качестве работы предприятия в целом.
Успешно освоено и продолжается производство локальных систем оповещения для нужд Гражданской обороны и МЧС. Для нужд метрополитена выпускается магистральный усилитель для вагонной системы оповещения. Выпускаемые станционные системы оповещения и поиска персонала поставляются в зарубежные страны для строящихся атомных станций. Изготавливаются изделия для транспорта МВД, ГИБДД, МЧС, пожарной охраны, скорой помощи, дорожных служб.
Популярностью на отечественном рынке товаров народного потребления пользуются выпускаемые заводом под торговой маркой «Корвет» электроконвекторы и тепловентиляторы, сушилка плодоовощная. Они соперничают на равных с лучшими зарубежными образцами, а по цене приближены к российским меркам.
По мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Андрея Третельникова, государству будет сложно убедить акционеров судостроительных предприятий провести допэмиссию, а без их согласия ее провести невозможно. «С другой стороны, среди плюсов проведения допэмиссии вместо покупки пакета напрямую то, что средства от ее оплаты пойдут на развитие предприятия. И в этом смысле желание государства вложить деньги в развитие этих активов понятно. Однако допэмиссия невыгодна акционерам — в том числе и потому, что их доля по ее итогам сократится», — говорит эксперт. Кроме того, г-н Третельников полагает, что государство может в качестве компенсации предложить акционерам загрузить предприятия заказами, которые бы они не получили без контролирующего акционера.
Главный редактор Moscow Defense Breif Михаил Барабанов отмечает, что стремление получить контроль в частных компаниях — в русле государственной политики в области судостроения. «Нынешняя власть стремится к огосударствлению, — полагает он. — Поэтому в системе, которая сформировалась сегодня, как показывает практика, негосударственным объединениям в ВПК в праве на существование практически отказывают».