Государство хочет сохранить 25% в будущей управляющей компании аэропорта Шереметьево как минимум до завершения реконструкции. Пока в качестве срока принят 2018 год, но на фоне западных санкций реконструкция может затянуться из-за проблем с привлечением финансирования.
Это значит, что частные инвесторы в лице TPS Avia Аркадия Ротенберга и партнеров будут находиться под блокирующим контролем государства вплоть до полного выполнения обязательств. У частных акционеров будет опцион на выкуп доли государства, но с премией 10-35%, которая вырастет до 50% в случае нарушения ими каких-либо обязательств.
27 октября 2014 года хакерская группа "Анонимный интернационал" опубликовала справку о параметрах консолидации активов ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ), подготовленную в рамках плана приватизации на 2014-2016 годы.
Статус и авторов документа хакеры не раскрывают, на нем гриф "конфиденциально" и дата — 20 октября. Источники "Ъ" в правительстве и авиационных кругах подтвердили подлинность схемы. По их данным, справка была подготовлена для внутреннего пользования рядом профильных ведомств, включая Минтранс.
Схема предусматривает создание TPS Avia Holding Ltd (принадлежит Аркадию Ротенбергу, Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько) и государством управляющей компании. Осенью 2013 года менеджмент МАШ выбрал TPS Avia инвестором нового терминала в северной зоне и межтерминального тоннеля, который соединит ее с южной. TPS Avia обещает вложить в проект $635 млн. В справке говорится, что уставный капитал новой компании будет оплачен госпакетом МАШ и долями в активах аэропорта. Затем она будет присоединена к МАШ.
В периметр компании войдут 83,04% госакций аэропорта, ООО "Грузовой комплекс Шереметьево" (строит новый грузовой терминал), ООО "Терминал B Шереметьево" (создано для строительства нового пассажирского терминала северной зоны), "Автопарк-М", "МАШ реклама" и ряд других структур.
Доля TPS Avia в консолидированном МАШ может превысить 50% обыкновенных акций. При этом TPS Avia должна гарантировать исполнение обязательств по строительству терминала B, межтерминального перехода, грузового и нового топливно-заправочного комплексов. Государство оставит себе 25%, которые обеспечат блокирующие права при принятии наиболее значимых решений. Условие будет действовать, пока инвестор не выполнит все обязательства по реконструкции.
Проекты развития северной зоны МАШ планируется реализовать до 2018 года. В этом году в эксплуатацию должны быть введены третья взлетно-посадочная полоса, терминал B и межтерминальное сообщение. По словам главы центра общественных связей МАШ Анны Захаренковой, риски срыва сроков "сведены к минимуму", ответственность за их соблюдение несет инвестор.
Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, добавляет, что сохранение государственного блокпакета до завершения строительства логично, поскольку "после реконструкции цена акций существенно увеличится". В TPS Avia, Росимуществе и секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего развитие московского авиаузла, отказались от комментариев.
Из справки следует, что акционерное соглашение будет предусматривать два опциона: на продажу государством всех акций объединенной компании частным акционерам и покупку их акционерами в зависимости от того, кто выступит инициатором сделки. Если выкуп предложит государство, то цена определится как максимальная из двух вариантов: рыночной оценки с премией 25% или "оценки текущей стоимости" с премией 10%.
Премия может увеличиться до 50%, если частных акционеров оштрафуют за нарушение процесса консолидации, приватизации или условий соглашения. Если предложение сделает инвестор, то он может выкупить пакет по наименьшей стоимости из двух вариантов: либо это рыночная оценка, подготовленная для консолидации активов с премией 35%, либо "текущая стоимость" с премией 20%.
Партнер международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина считает вариант сохранения блокпакета в МАШ за государством — единственной эффективной мерой контроля сроков реконструкции. Такая схема уже широко применяется в региональных аэропортовых проектах. Но, по мнению эксперта, предлагаемые сроки выглядят "амбициозными", принимая во внимание санкции со стороны ЕС и США, финансирование для проекта придется получать исключительно в российских банках, которые тоже переживают непростые времена.