По данным газеты «Коммерсантъ», американская Groupon, которая предоставляет интернет-пользователям групповые скидки в рестораны, театры и другие развлекательные заведения, пришла в Россию. Компания приобретёт контрольный пакет аналогичного российского сервиса Darberry. В России у американцев уже есть партнер, хорошо знакомый с местным интернет-рынком: вместе с венчурным фондом Battery Ventures $135 млн в Groupon недавно инвестировала DST.
Приобретенным ресурсом Darberry будут управлять его основатели — в частности, гендиректор Алексей Черняк. Российский сервис, запущенный в марте этого года, уже в апреле получил $700 тыс. инвестиций от трех западных инвесторов, среди которых европейский венчурный фонд eVenture. По итогам той сделки у основателей Darberry - Елены Масоловой и ещё четырёх физических лиц остался контрольный пакет. В результате предстоящей сделки Groupon получит от 50% до 55%, а у основателей останется чуть больше 25%, остальное — у западных фондов.
Сделка пройдет в два этапа. Сначала Groupon берет на себя обязательство инвестировать минимум $3 млн в развитие компании, но в перспективе сумма может быть увеличена приблизительно до $10 млн в зависимости от желания Groupon. Второй этап сделки подразумевает выкуп долей у основателей и фондов. Для этих целей Groupon заключила с текущими акционерами Darberry ряд опционных соглашений, которые могут быть реализованы в течение ближайших двух лет. Согласно опционам, Groupon может выкупить доли у существующих акционеров. Стоимость компании при выкупе будет оцениваться исходя из ее финансовых показателей: стоимость пакета текущих акционеров (45-50%) предположительно будет начинаться от $50 млн.
Groupon создана в Чикаго в ноябре 2008 года. Groupon договаривается с различными заведениями о предоставлении скидок своим пользователям в обмен на гарантии привести определенное число клиентов. Каждое утро подписчики Groupon получают письмо с двумя предложениями. Чтобы воспользоваться ими, пользователю необходимо купить специальный купон, который необходимо распечатать и предъявить непосредственно в заведении.
Darberry, работающая по тому же принципу, что и Groupon, создана в марте этого года. Проект стал прибыльным уже в апреле. Посетители российского сайта приблизительно за 150 рублей могут купить купон на 600-рублевый счет в каком-нибудь кафе или, скажем, за 200 рублей – 50-процентную скидку на посещение пафосного салона красоты. Все, что нужно от пользователей сайта Darberry – быстро сориентироваться и не пожалеть инвестировать в удовольствие, которое они получат только в отдаленном будущем. У каждого предложения есть свой срок давности и срок годности.
Сейчас оборот ресурса составляет более $150 тыс. в месяц, из них выручка непосредственно Darberry составляет около 50%. Сервис доступен в шести городах России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь) и Киеве.