Группа «Арнест», один из крупнейших производителей аэрозолей в России (марки «Прелесть», «Симфония», «Лира», «Дихлофос»), в начале марта 2022 года продала принадлежащую ей компанию Barony Universal Products PLC, указано в бухгалтерской отчетности АО «Арнест». О состоявшейся сделке сообщил РБК, ранее о ней сообщало и шотландское издание Daily Record.
Базирующийся в шотландском Эрвине завод производит спреи, шампуни, муссы, дезодоранты и другую аэрозольную продукцию под торговыми марками ретейлеров. Структуры «Арнеста», по информации Herald Scotland, выкупили 85% предприятия еще в 2007 году, а в 2013-м довели свою долю до 100%, пообещав инвестировать в развитие завода около £5 млн.
Продажа завода была вынужденной, следует из сообщения Daily Record. Газета писала, что из-за спецоперации на Украине местному бизнес-сообществу было рекомендовано прекратить торговые операции с Россией. «Правительство Шотландии и его экономические ведомства будут использовать все имеющиеся полномочия, чтобы не поддерживать торговую и инвестиционную деятельность с Россией», — заявлял изданию представитель правительства Шотландии.
С 9 марта 2022 года более 75% Barony Universal Products принадлежит проживающей в ОАЭ Майе Шаммас, указано в британском реестре компаний. «Арнест» продал завод зарегистрированной на Кипре C.A.L.M Singularity Ltd, управляющим директором которой, как следует из профессиональной социальной сети LinkedIn, является Камиль Заки Шаммас. До декабря 2020 года Шаммас был главой направления контрактных производств Unilever. Сам Шаммас подтверждал Daily Record сделку.
АО «Арнест», головной компании всей российской группы, принадлежали 999 тыс. акций Barony Universal Products, что соответствует 49,95%. Еще 900 тыс. акций, или 45%, были у входящего в российскую группу ООО «Аэрозоль Новомосковск», остававшиеся 101 тыс. акций, или 5,05%, были оформлены на два иностранных юрлица.
Общая сумма договора купли-продажи 999 тыс. акций шотландской компании, как указано в бухгалтерской отчетности АО «Арнест», составила всего 25 тыс. руб., или почти £179 по курсу ЦБ на день сделки. Весь шотландский завод, таким образом, был оценен чуть больше чем в 50 тыс. руб., или около £358.
Выручка Barony Universal Products, согласно отчетности компании, в 2020 году составила почти £60 млн (около 5,6 млрд руб.), а чистая прибыль — £673 тыс. (62,5 млн руб.). Данные за 2021 год еще не раскрывались. Большую часть выручки компания получала в Соединенном Королевстве.
В прошлом «Арнесту» уже приходилось отказываться от собственных активов из-за геополитики — в 2015 году группа продала свою украинскую дистрибуционную «дочку» — LTD «Арнест Украина», потеряв крупнейший в ближнем зарубежье рынок сбыта.
В свою очередь, с начала военной спецоперации на Украине многие иностранные компании не просто сократили операции на российском рынке, но и приняли решение продать местный бизнес. Так, к примеру, решили поступить голландская Heineken, датская Carlsberg Group, британская Imperial Brands, американская Philip Morris и British American Tobacco — они «передадут» свои местные активы новым владельцам.
«Арнест» был создан в 1992 году на базе Невинномысского завода бытовой химии. В 2007 году компания увеличила производственные мощности за счет слияния со швейцарским конкурентом Ost-West Korporation, владельцем предприятия «Аэрозоль Новомосковск».
Сегодня «Арнест» продает продукты как под собственными брендами: шампуни и лаки «Прелесть», антиперспиранты Deonica, освежители воздуха «Симфония», так и выступает партнером для мировых производителей бытовой и косметической продукции — по информации базы СПАРК, это контрактный производитель для Henkel, Unilever, Beiersdorf, L’Oreal, Colgate-Palmolive, Coty, Oriflame.
В четвертом квартале 2021 года 53,5% опрошенных женщин старше 18 лет знали бренд лака «Прелесть» хотя бы понаслышке, а 10,1% пользовались им по крайней мере один раз за последние три месяца, свидетельствуют результаты исследования «РосИндекс» компании Ipsos. Среди мужчин старше 18 лет 9,9% знают о средстве для бритья Deonica, 1,4% также хотя бы раз пользовались им в последние три месяца. Среди всех респондентов около 30% знают марку освежителя воздуха «Симфония».
В рамках программы Минпромторга «Противодействие эпидемическим заболеваниям» компания в 2020 году получила льготный кредит на 1,3 млрд руб. для начала производства дезинфицирующих аэрозолей и гелей-антисептиков «Септима». Эту продукцию рекламировал даже глава Невинномысска.
Выручка «Арнеста» в 2021 году составила 14,9 млрд руб. (около 90% продаж приносит аэрозольная продукция), чистая прибыль за тот же период — 583 млн руб. Бенефициар компании — ее президент Алексей Сагал.
Структуры предпринимателя также владеют крупным ставропольским агропромышленным холдингом «Ставропольагросоюз», специализирующимся на растениеводстве и животноводстве. В мае 2021 года холдинг занимал 57-е место (102 тыс. га) в рейтинге крупнейших владельцев сельскохозяйственной земли консалтинговой компании BEFL. Через «Ставропольагросоюз» бизнесмен владеет Терским конным заводом.